Несколько лет назад на портале "7х7. Горизонтальная Россия" возникла небольшая дискуссия по поводу моей заметки "Гений вятской поэзии". Прозвучало несколько мнений, что вятской поэзии быть не может, как "оричевской физики и верхошижемской живописи".
Меня всегда удивлял (надо сказать, преобладающий среди русских людей) взгляд свысока на творцов-современников. Уж когда человек умрет, к нему еще проявляют снисходительность, кого-то даже почитают. Но при жизни на многих художников, кто стремится сказать свое собственное слово в культуре, смотрят как на малозначащих выскочек и чудаков. Почему-то милетская школа философии, может быть, не вызывает претензий флорентийская или венецианская живопись, венская музыка, мирятся даже с белокаменным зодчеством Владимирской Руси, а вот Вятскому краю отказывают в праве на поэзию.
Между тем местная наша поэзия существует и, да, порою поднимается до общероссийских высот. Елена Станиславовна Наумова окончила Вахрушевскую школу. Она - член Союза писателей, лауреат премий Кировской области, Н. Заболоцкого, И. Бунина, неоднократный победитель конкурсов «Вятская книга». Ее имя присвоено детской библиотеке нашего поселка. Очередным признанием незаурядности творчества Елены Станиславовны стало включение ее стихотворений в школьные учебники.
В 2021 году в издательстве «Русское слово» вышли новые учебники для начальной школы по обязательному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» авторов-составителей Н. Е. Кутейниковой и О. В. Синёвой. По ним ребята будут изучать произведения классиков и современных писателей. В том числе третьеклассники познакомятся со стихотворением Е. С. Наумовой «Бабушка моя», а учащиеся 4-х классов изучат ее стихотворения «Очень просто» и «Замечательный день».
Я не поленюсь и наберу на клавиатуре здесь одно из этих произведений. Мне нравится к нему возвращаться и медленно впитывать, переживать. Строки волнуют душу. Так когда-то в молодости я выписывал в тетрадку стихи Анны Ахматовой и Николая Некрасова, позднее - Эдуарда Асадова и Евгения Евтушенко.
Улицы в наряде новогоднем.
Снова я у милого порога -
В гости привела меня сегодня
К бабушке
вечерняя дорога.
Кажется,
вот сяду возле печки,
Затрещит огонь, озорничая.
Заструятся дымные колечки,
Стебельками синими качая.
Бабушка подаст баранок связку.
Мы с ней почаевничаем вместе.
Валенки поставит к печке,
сказку
перед сном расскажет,
перекрестит.
Но молчит печурка виновато,
За окном белым-бела дорога...
Валенки, как серые котята,
Одиноко дремлют у порога.
Но те стихи - о далеком и высоком, о прекрасном, но чужом, а это - обо мне. Как и произведения кировского писателя Владимира Ситникова, что открыл для себя только нынче - в них все знакомое, памятное, родное.
Мне кажется, Евгений Евтушенко закладывал глубокий смысл в стихотворение, писав:
"Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы".
Вятской (нижегородской, рязанской) поэзии (прозы, живописи, культуры) в представлениях многих нет совсем не потому, что у нас нет талантливых мастеров - у нас талантливых слушателей (читателей, зрителей) дефицит.