В выходные я наконец-то смог найти время и добраться до Болотной набережной в Москве, чтобы своими глазами увидеть установленную здесь почти месяц назад скульптуру Урса Фишера "Большая глина №4", которую многие сравнивают с всеми известными продуктами жизнедеятельности… И вы знаете, вот чего-чего, а "того самого" я в ней не увидел, зато увидел несколько интересных идей и образов, которые, то ли хотел донести автор этой скульптуры, то ли сгенерировали (при взгляде на нее) мое воображение и жизненный опыт. Быть может, это напоминание о том, сколько трудов и времени требуется на создание чего-то по-настоящему стоящего и как может "неприглядно" выглядеть промежуточный результат, перед тем как стать чем-то неимоверно красивым. А возможно, это отражение самой столицы в определенный период ее жизни, ведь, как известно, Москва не сразу строилась. Или некий стимул, подталкивание горожан к первому шагу, определенному действию, заявлению своих прав на город и то, что в нем происходит (пусть это и выражается в резко негативной реакции на саму скульптуру).

 
 
 

Это алюминиевая скульптура заставляет думать, рассуждать, фантазировать и несет куда больше смысла и творческой составляющей, чем типовые (а порой просто одинаковые), разбросанные по нашим городам памятники святым, скульптуры с "влюбленными под дождем", парящие камни и т. п.

Да, вот еще. Честно говоря, по моему мнению, она бы неплохо смотрелась и на набережной у старого моста в городе Кирове, ведь, как известно, та же дымковская игрушка, прежде чем стать дорогим сувениром и брендом Кировской области, проходит этап таких же комков глины. Ну и у въезжающих в Киров будет много поводов для размышлений (а вот тут попытайтесь угадать, какая доля шутки в этом абзаце)…

Но хорошо бы в Киров перенести не только "Большую глину №4", но и опыт работы с промышленным наследием и комплексный подход к благоустройству пространства, который вы можете увидеть прямо за этой скульптурой.

Белое здание с огромными окнами, за скульптурой - это Центральная электрическая станция городского трамвая (позже — ГЭС-2 «Мосэнерго»), построенная в начале XX века. Проработавшая больше столетия по своему прямому назначению к 2015 году это здание представляло собой удручающее, страшное зрелище: выкрашенное в желтый цвет, оно обросло заборами, пристройками и различными техническими сооружениями, да к тому же потеряло часть башни - своего главного украшения.

И где-то уже пошли бы самым простым путем, снесли бы старые здание и застроили элитным жильем или торгово-офисными объектами (в лучшем случае). Но в столице в этот раз решили выбрать иной путь: не просто восстановить исторический облик здания, а создать в этом районе новое культурное пространство.

Это и есть комплексный подход, и вот, что он в себя включал:

1. Было принято решение о перепрофилировании ГЭС в многофункциональный культурный центр (Дом культуры "ГЭС-2") с выставками, театральными представлениями, кинопоказами, различными студиями и т. п. То есть на старте определили будущий функционал.

2. Провели реставрацию, в рамках которой не только восстановили исторический облик здания, но и подготовили его под современные требования. Так были убраны поздние наслоения и пристройки, восстановлена стеклянная крыша, на которую установили солнечные батареи, которые будут генерировать часть энергии, необходимой для функционирования Дома культуры, воссоздана башня с часами, а для отражения истории здания были даже "сохранены" (а точнее созданы новые) трубы, которые теперь используются для забора и очистки воздуха. Кстати, в здании еще и установили систему для сбора и очистки дождевой воды, чтобы использовать ее в туалетах и для орошения растений.

3. Помимо реставрации самого здания, были проведены и работы по благоустройству окружающей территории: был реконструирован Патриарший мост, благоустроена часть Болотной набережной и организован новый спуск к каналу (к слову, обратите внимание, как при помощи цвета (скамейки и шезлонги на спуске и трубы ГЭС-2) можно объединить пространство), а на кровле подземного паркинга высадили березовую рощу…

Все это в итоге привело к появлению в столице еще одного современного пространства, которое уже привлекает горожан и гостей города, несмотря на то, что еще не заработало на полную мощность.

Оригинал