Всех нас, безусловно, потрясла трагедия, случившаяся 18 августа: страшное ДТП унесло жизни двух медработников: 55-летнего Михаила Медведева, водителя скорой помощи, нашего товарища по профсоюзу, а также совсем молодого 26-летнего Дамира Хисамутдинова, фельдшера скорой помощи. Лично я вижу в этой трагедии в том числе те последствия системных проблем российского здравоохранения, на которые наш профсоюз уже не раз обращал внимание.
Последствия проблем здравоохранения:
1. Система ОМС вынуждает все без исключения лечебные учреждения, по сути, зарабатывать деньги на оказании медицинской помощи. Соответственно, и руководство каждого медучреждения рассматривает своих работников сквозь эту призму, выжимая из них все соки и желая, чтобы каждый работник работал как можно дешевле и как можно дольше. Отсюда - штат, который никогда не будет укомплектован согласно нормативам и ведомственным приказам, потому что это будет слишком дорого, со всеми вытекающими: чрезмерная нагрузка на работников, низкая зарплата на одну ставку, чтобы принудить работников брать т. н. "подработки", т. е. совместительство, чтобы не набирать дополнительных сотрудников и так далее.
2. Конкретно по отделению скорой помощи Иглинской ЦРБ. Я очень благодарен Софи Алёшиной и в целом Министерству здравоохранения Республики Башкортостан за ответ СМИ, в котором официально подтверждено, что в Иглинской ЦРБ трудоустроено 15 фельдшеров скорой помощи. Звучит, как будто это много. Давайте посчитаем. Приказом Минздрава РФ № 388н жкстко регламентирован состав бригад скорой помощи. Как известно, самой распространенной является фельдшерская бригада. Так вот, п. 7 Приложения №2 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения РФ №388н, гласит:
"Общепрофильная фельдшерская выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо двух фельдшеров скорой медицинской помощи и водителя, либо фельдшера скорой медицинской помощи, медицинскую сестру (медбрата) и водителя...". Без всяких "рекомендуется", которые у нас почему-то любят трактовать как "необязательно к исполнению". Не могут ведь фельдшеры работать ежедневно сутками, верно? Хотя подавляющее большинство руководителей учреждений были бы в восторге, если бы могли. Нормальный график суточной работы должен быть "сутки через трое", т. е., путем нехитрых математических вычислений получаем, что 15 фельдшеров - это чуть меньше двух полностью укомплектованных двумя медицинскими работниками бригад скорой помощи в нормальном графике.
Однако в Иглинской ЦРБ вообще нет укомплектованных двумя медработниками бригад скорой помощи, равно как и в большинстве отделений скорой помощи Республики Башкортостан! Проблема комплектации штата в условии дефицита кадров решается руководством в основном путем поощрения внутреннего совместительства, т. е. когда одно физическое лицо - работник занимает более, чем одну штатную единицу. Работники идут на это не от хорошей жизни. Спросите любого рядового медработника, можно ли нормально жить, работая на одну ставку, и вы услышите, что, во-первых, без "подработок" некому будет выходить на линию, а, во-вторых, из-за низкой зарплаты на одну ставку работники готовы больше работать, жертвуя своим личным временем.
3. Далее, в Иглинском районе по состоянию на 01.01.2021 года, по данным Администрации района, проживает 67 тысяч человек. Приказ Минздрава РФ №182 утвердил Методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения, т. е. количество коек, бригад скорой помощи и т. д. Так вот, п. 8 этого приказа рекомендует в районах с низкой плотностью населения при радиусе обслуживания 40 км иметь 1 общепрофильную бригаду на 8 тыс. человек. Т. е., если следовать нормам этого приказа, в Иглинском районе должно быть как минимум восемь общепрофильных бригад скорой помощи. Но здесь в приказе мы встречаем это страшное слово "рекомендуется". Рекомендуется восемь, но можно хоть сколько. А восемь полностью укомплектованных бригад скорой помощи при нормальном графике работы "сутки через трое" - это уже 64 медработника. Что значит значительно увеличенный зарплатный фонд, естественно.
4. Вышеуказанные превратности филологии в итоге трансформируются в длительные ожидания бригад скорой помощи гражданами, потому что "рекомендуется", а с учетом ковида и того, что бригады и так зачастую работают практически без остановки и заездов на станцию, и с учетом их малого количества - в том числе и в такие трагедии, потому что работники буквально выползают с работы, физически и морально истощенные, и даже опытные водители скорой помощи, работающие годами, не выдерживают.
Недавняя трагедия в Калтасах, где также в ДТП погиб фельдшер скорой помощи, а также в той же Иглинской ЦРБ, где 48-летний водитель скорой помощи Алексей Поболь, в декабре перенесший инфаркт и который должен был быть на легком труде, тем не менее был выпущен на линию в скорую помощь в 12-часовые смены, и 14 мая умер прямо за рулем от ОКС.
5. Водители скорой помощи в нашем башкирском настоящем - это такая же история, что и с младшим медицинским персоналом. Медицинским персоналом не являются, потому что "а зачем платить больше?", хотя в Едином квалификационном справочнике должностей есть должность "санитар-водитель", должностные обязанности которого, по факту, все водители и выполняют, т. е. помогают с переноской, погрузкой и разгрузкой больных и всячески помогают своим фельдшерам, в том числе и таскать тяжелую аппаратуру. Оклад водителей сейчас составляет 5771 рубль, все остальное - стимулирующие и компенсационные выплаты. И чтобы получить зарплату в 20–25 тысяч, водителям нужно прямо уповать на благодать от начальства, потому что именно начальство определяет размер графы "стимулирующие выплаты/ПК/ППК/премия" в расчетке, а еще им приходится подрабатывать, потому что прокормить семью на 25 тысяч рублей получаемой зарплаты просто невозможно.
Все вышеуказанное - это в том числе и последствия этой самой "оптимизации" здравоохранения, а также дисбалансы системы ОМС. В очередной раз конкретные предложения профсоюза "Действие" будут в ближайшее время направлены в органы государственной власти республики и будут содержать следующие пункты.
Конкретные предложения профсоюза "Действие":
1. Провести сплошные проверки всех отделений скорой помощи на предмет наличия сверхурочной работы у работников отделений скорой помощи (водителей, фельдшеров и так далее) и рассмотреть вопрос перевода водителей автомобилей скорой помощи на должности санитаров-водителей и получение ими статуса медицинского работника;
2. Повысить заработную плату НА ОДНУ СТАВКУ для всех медицинских работников Республики Башкортостан до следующего уровня в процентах от средней заработной платы в РФ по данным Росстата (по итогам 2020 года она составила 51352 рубля):
75% - для младшего медперсонала (младших медсестер и санитарок);
100% - для среднего медперсонала и водителей скорой помощи;
120% - для фельдшеров, акушерок и анестезистов;
150% - для врачей и иных специалистов с высшим образованием.
При этом профсоюз "Действие" настаивает, что гарантированная часть, т. е. оклад, должен составлять 60–70% от размера заработной платы, не меньше. Ни о каком престиже профессии даже говорить не приходится, пока медики, которые каждый день оказывают помощь гражданам, при этом рискуя своими жизнями и здоровьем, вынуждены вкалывать как проклятые, получая за свой труд копейки.
3. Провести аудит штатных расписаний всех лечебных учреждений республики на предмет соответствия штатным нормативам по видам оказываемой помощи и выявления истинного масштаба дефицита кадров медработников всех уровней: от младшего медперсонала и до врачей всех специальностей.
4. Провести аудит финансового состояния всех медицинских учреждений, потому как у нас имеется информация о том, что кредиторские задолженности достигают уже каких-то космических величин.
5. Погасить кредиторские задолженности медицинских учреждений и увеличить государственное финансирование системы здравоохранения.
6. Принять на уровне Минздрава РБ программу страхования всех медицинских работников по аналогии с МВД, а также поднять вопрос на законодательном уровне об ужесточении ответственности за причинение повреждений медицинским работникам на рабочем месте.
Я призываю всех медработников присоединяться к профсоюзу "Действие", только плечом к плечу, солидарно мы можем добиться улучшений условий труда, а также сделать систему здравоохранения Республики Башкортостан лучше, доступнее и качественнее для всех граждан республики.