Путин утвердил новый план по борьбе с коррупцией. Подробнее.
Насколько я помню, Путин весь период своего правления борется с коррупцией, уже прошел 21 год. До этого план выпускался уже пять раз — в 2008, 2010, 2012, 2014 и 2016, подобных разговоров и заявлений было уже множество, а что в итоге? Как Россия была в 2012 году в рейтинге восприятия коррупции на 133 месте из 180, так на нем и осталась в 2020. Может уже хватит делать заявления, а действительно пора начинать с ней бороться?
⠀
Что там предлагают? Как обычно: усилить, ужесточить, доработать. Кому? Как обычно, правительству, прокуратуре. Кстати, официальные зарплаты как министров, так и прокуроров, не такие уж и заоблачные. Зарплата премьер-министра — порядка 600 тыс., значит, все остальные получают ниже. Вопрос: а вы видели, как живут большинство министров, их замов и высших прокуроров? Можно это доказать их официальными зарплатами в несколько сотен тысяч рублей? Т.е. борьба с коррупцией поручается людям, которые как бы сами не очень-то способны объяснить, откуда их состояние, а сомнительное состояние — часто продукт этой самой коррупции.
⠀
Для меня уровень коррупции любой страны определяется просто. Окружение главы этой самой страны, их родственники во власти и бизнесе, динамика изменения их состояния.
⠀
Давайте навскидку вспомним, кто из бывших коллег, друзей, сокурсников, родственников, ну, скажем, Меркель, Обамы, Трампа, Джонсона, Макрона за годы их правления попали во власть или резко разбогатели? Что-то не припомню.
⠀
А теперь давайте посмотрим, что в России: ближний круг Путина до его прихода во власть — Тимченко, Ротенберги, Ковальчуки, Медведев, Сечин, Чемезов, Золотов, Греф… — в 1990-х все были или мелкими комерсами, или чиновниками средней руки, сейчас — миллиардеры и высшие чиновники страны. Это их личные заслуги или это связь и результат знакомства с президентом?
Не устранив коррупцию вокруг себя, не устранишь ее в стране в целом, никогда, ни за 21 год, ни за 50 лет. На ум приходит крылатая фраза бывшего премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю, который успешно искоренил это зло у себя на родине: «Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решетку своих друзей и родственников».
У нас на это, похоже, не готовы, максимум могут посадить какого-нибудь потерявшего лояльность чиновника или губернатора, даже больше, у нас готовы пересажать тех, кто пытается рассказывать про коррупцию в высших эшелонах власти (при этом, понятно, сажают не за антикоррупционные дела, а как бы за сторонние события, никак с этим не связанные).