Как собственники используют в Заонежье земли сельхозназначения, о которых печется глава Карелии Парфенчиков.

Деревня Сибово Великогубского сельского поселения с трех сторон окружена лесом и пожнями, но для первых поселенцев много веков назад эта местность стала притягательной из-за тихого залива Онего. По воде, а зимой по льду можно было добраться куда угодно, например, до Кижей всего 10 километров. На поросших липой близлежащих островах все говорит о бурной сельскохозяйственной деятельности местных жителей. Даже на самых маленьких из них крестьяне заготавливали сено для своих буренок и овец – об этом свидетельствуют каменные грудовицы, возвышающиеся по центру.

 

Сегодня в Сибово нет ни одной коровы, да и обитают тут постоянно единицы, хотя по просьбе местных жителей в 2017 году деревне вернули статус жилой. Что прибавило забот сельской администрации – надо следить за дорогой, по которой снуют на своих джипах «дикие» туристы со всей России. Дорога производит впечатление заброшенной – разбита насмерть…

Из достопримечательностей в Сибово остались старинные дома явно зажиточных крестьянских семей, доживающие свой век из-за трудностей с их ремонтом – нужны стройматериалы и рабочие руки, что очень недешево сегодня. Просто до слез: глянешь на фасад со стороны озера – дворец, а подойдешь с тыльной стороны – руины…

Гостям местные жители выскажут много обид на власть. И почти в каждом доме ребром стоит земельный вопрос. Об этом мы расскажем отдельно. 

История, которая стала сибовским анекдотом

Паевые земли уже не существующего совхоза «Прогресс», центральная усадьба которого находилась в Великой Губе, в свое время достались одному предпринимателю. В основном это бывшие сенокосы, географически прилегающие к музею-заповеднику «Кижи» – на материке и островах. Есть такие участки и за деревенской околицей Сибово, аккурат у кладбища.

 

Пару лет назад люди заметили, что на бывшей пожне появились голубые пчелиные домики, за которыми почему-то никто не ухаживал. Любопытство взяло верх, кто-то приподнял крышку улья, а там… пусто! Ни сотов тебе, ни летков. И тут народ смекнул – сельхозземли использовать надо по прямому их назначению, как предписывает Земельный кодекс РФ и другие законы, причем кодекс административный предусматривает штрафы за ненадлежащий уход. А поскольку за каждым гектаром, находящемся в собственности у частных лиц, не углядишь – контроль осуществляется даже из космоса. Так местные рассуждают. Пчелиные домики, по их разумению, это бутафория, способ пустить государству пыль в глаза.

- Зачем было прикупать столько сельскохозяйственной земли, если у тебя нет планов по ее использованию, – недоумевала моя провожатая, пока мы добирались до бутафорской пасеки. – Да, места в Заонежье лакомые, особенно в Кижских шхерах. Но чтобы перевести участок из земель сельхозназначений, надо иметь очень веские аргументы…

 
 
 

Веские аргументы в виде поддержки одержимого идеей развития туризма главы Карелии Парфенчикова, вероятно, нашлись у тех, кто реализует проект «Открытые Кижи» на территории другой деревни – Кондобережская, тоже рядом с Великой Губой. Здесь вовсю идет стройка – вдоль берега, почти у кромки воды (Онего этим летом существенно обмелело, вода ушла от берега местами на несколько метров) на деревянных платформах уже возвышаются шатры. А на мыске, как пояснил руководитель проекта Артем, будут строения капитальные. Хозяева надеются на поток туристов. Участок этот, по словам представителя застройщиков, тоже был паевыми землями и принадлежал тому же предпринимателю…

Поговорив с местными жителями, услышала обиду

Желающим строиться в своем поселении предлагают неудобья далеко от воды. «Здесь теперь раздолье москвичам и питерцам с их деньгами, скоро по предложению Парфенчикова иностранцам землю давать будут, а нам остается бесплатный Арктический гектар, туда всем дорога…», – горько комментируют люди.

Бутафорская пасека с ее «липовым медом» – вот и все, что сегодня осталось на землях некогда крупного заонежского совхоза, который производил тонны молока и мяса, снабжал город картофелем. Хотя, погодите. После скандала с незаконным сливом на землях бывшего «Прогресса» отходов форелеводческих хозяйств, по-видимому, в правительстве решили исправить «косяк» минсельхоза. Во время посещения совхоза «Толвуйский» 11 августа Парфенчиков заявил, что хозяйству этому нужно наращивать кормовую базу за счет присоединения угодий… бывшего совхоза «Прогресс».

 
 
 

«Для нас важно возвращать заброшенные земли в сельхозоборот», – заявил вдруг Парфенчиков. И тут же призвал «местных жителей и всех желающих заняться сельским хозяйством в нашем Заонежье», пообещав: «Окажем необходимую поддержку». Интересно, и землю вернут людям?

Правда, слова губернатора вступают в диссонанс с высказываниями министра сельского и рыбного хозяйства Карелии Лабинова, который в начале месяца на автопробеге «Путь молока» в Олонце позволил себе такую сентенцию: «Основная проблема – отсутствие мест, пригодных для пахоты, так как большую площадь Карелии занимают каменистые породы и леса…».

 
 
 

«Комментировать "отсутствие мест, пригодных для пахоты", не прибегая к непечатным выражениям, трудно. Если это не плевок в прошлое, то что? Можно подумать, что карельские крестьяне из поколения в поколение ничем другим, кроме сочинения рун, не занимались...», – высказался в ответ паблик «Экологическая справедливость».

Надеемся, что наша информация будет полезна Россельхознадзору и другим надзорным организациям, так как статья 78 Земельного кодекса РФ «Использование земель сельскохозяйственного назначения» четко указывает, что «Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей…».

Оригинал