Недавно в нашем гражданском обществе в очередной раз всплыла тема неприятия людей с ограниченными возможностями. Мальчика-инвалида в Волгоградской области не пустили в аквапарк города Волжского.
Сразу же появилась куча комментариев от уполномоченных лиц и обывателей. Мнения, как водится, разделились.
На низкий уровень образования и эмоциональной холодности общества сослалась член комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб. Для изменения ситуации ею было предложено образовывать граждан и воспитывать в них эмоциональную эмпатию.
Вопрос инклюзии, по ее словам, — это вопрос цивилизованности общества. Притом что наше государство вроде бы проводит очень серьезную работу, чтобы в обществе принимали и признавали инвалидов. Так что же получается, все зря? Проводит работу несерьезно, как обычно, для галочки или граждане настолько тупые и необразованные, что не желают принимать ничего отличного от их среднестатистического восприятия?
При этом объекты общественного пользования должны быть приспособлены для людей с ограниченными возможностями. Почему мальчика не пустили в аквапарк - из-за отсутствия возможности принять на его территории ребенка-инвалида или из-за невежества персонала и публики?
Светлана даже вспомнила, как во время Олимпиады 80-го года из столицы буквально вывозили всех инвалидов, дабы все выглядело идеально. При этом в 2014 году на Олимпиаде появилась объектов с доступной средой. Про паралимпийские игры даже говорить нечего. Общество меняется, но меняться должны все, а не выборочно, какие слои или группы.
Это не единичный случай. В последнюю только неделю наиболее резонансными стали инциденты в Ижевске, где отказались обслуживать девочку-инвалида на коляске в кафе, а потом администрация приносила ей извинения (но проверка уже инициирована). Да что там говорить за периферию, если в Северной столице в одном из дворов Красносельского района горожанка прогоняла с дворовой детской площадки детей-инвалидов, которые, по ее мнению, «пугали» других детей и ее внучку, поэтому им не стоит гулять вместе с ними. Там тоже начата проверка. Но это же все - обычные люди, предприниматели. Они прикрываются мнением толпы и действительно верят в свою правоту. Значит, пинки в виде проверок им не помогут, дело в мировоззрении. Человек нарушает закон, если уверен в своей безнаказанности. Ну и что - проверка, потом люди ее поддержат. Пусть проверяют кафе, зато посетители не уйдут, думает коммерсант.
Хотя есть и масса других примеров, граждане собирают деньги, волонтерят, помогают инклюзивным центрам, общественным организациям. Это тоже - признак развития общества. Только вот сложно сказать, является ли такое поведение сердечным порывом или данью моде. Хорошо бы помощь оказывалась от чистого сердца. Такой пример заразительный и непременно передастся другим. Помощь же из корыстных либо популистских соображений всегда видна, ее неискренность не скрыть, и эмоциональный посыл в общество от такой деятельности не будет положительным.
Потому мы и имеем кучу так называемой поддержки на каждом углу и при этом любой обыватель шарахается от инвалидов по-прежнему. И дело не в недостаточности чтения или неинформированности.