Долго колебался: смотреть, не смотреть? Решился.
И не пожалел. Шикарный фильм, ребят. Вот действительно – великолепный. Пишут, что это наш ответ Тарантино. Мол, «Бесславные ублюдки», но на Восточном фронте. Не соглашусь. Стилистически да, похоже; но, как по мне, намного глубже.
Зима 41-го, Красная армия терпит поражение за поражением, целые дивизии попадают в окружение. Казалось бы, катастрофа неминуема. Но появляется загадочный Красный Призрак, супергерой, суперснайпер, супербоец, который заставляет паниковать эсэсовцев, наводящих нордический порядок на оккупированных территориях. Мы понимаем, что такого героя не могло быть, таких не бывает в реальности. И герои фильма, подыгрывая нам, зрителям, в него отказываются верить – уж больно все это похоже на чудо. Но ведь и вся победа нашего народа похожа на чудо, ее тоже не должно было быть. Чтобы вот такие, чумазые, обмороженные, с трехлинейками рассохшимися, в сугробах заплутавшие, да сломали немецкую военную машину, солдат этих холеных, вышколенных, хорошо одетых и вооруженных, разбили? Ну не могли же. А разбили, однако, вопреки всему. Чудо? Чудо.
И если этого Красного Призрака – который за весь фильм не произнес ни слова, а только стрелял, рубил, падал, раненый, но снова вставал, и снова стрелял, рубил, зубами врага рвал, – так вот, если воспринимать этого героя как образ народа советского, то кино из просто качественного боевика, просто стильного вестерна превращается в притчу.
А снять фильм-притчу, не захлебнувшись излишним пафосом, не уйдя в глубокую заумь, не запутавшись в многослойных метафорах, – это задача почти непосильная. Авторы фильма с ней справились, за что я лично им благодарен.
16+