При этом Москва предостерегает другие страны от попыток политизировать тему глобального потепления и замедлять освоение российской Арктики.
Документ, подписанный президентом Владимиром Путиным 2 июля, вносит существенные изменения в стратегию национальной безопасности, принятую в 2015 году.
В последние годы ситуация для Москвы кардинально изменилась, и Путин неоднократно подчеркивал готовность своего набирающего силу режима к принятию действий, в том числе в случае необходимости и военных, в отношениях с зарубежными странами.
Это также проявилось в его апрельском послании Федеральному собранию, где он сделал упор на «красной черте».
Москва не только вкладывает большие средства в вооруженные силы, но и продвигает в обществе милитаристские настроения, в том числе среди подростков, и ведет с другими странами войну за историческую правду.
Для Москвы Арктика — приоритетный регион, и государство прилагает большие усилия для его развития. При этом в новой стратегии безопасности заполярный регион упоминается лишь косвенно. Арктика упоминается в общей сложности четыре раза, а о Северном морском пути, о котором так много говорят, не сказано ни разу.
При этом в стратегии нашлось место для изменения климата. Оно упомянуто девять раз, и о нем говорят как об одной из основных причин чрезвычайных экологических ситуаций, таких как лесные пожары, наводнения, а также распространение инфекционных заболеваний. Президент Путин сам говорил о потенциальных рисках, связанных с таянием вечной мерзлоты. На недавней горячей линии Путин подчеркнул, что таяние грунта на севере может привести к «очень серьезным социальным, экономическим последствиям» для страны.
В стратегии говорится об изменении климата как направлении для международного сотрудничества. Но, как ни парадоксально, параллельно с этим в ней содержится предупреждение о попытках зарубежных стран использовать изменение климата в качестве предлога для «ограничения доступа российских компаний к экспортным рынкам, сдерживания развития российской промышленности, установления систем контроля над транспортными маршрутами, воспрепятствования освоения Россией Арктики».
По мнению авторов стратегии, иностранные государства активно используют охрану окружающей среды и изменение климата для оказания на Россию «открытого политического и экономического давления».
Неудивительно, что в качестве ключевых стратегических вопросов выделены информация и информационные ресурсы.
Без упоминания Алексея Навального и его Фонда борьбы с коррупцией(*) в документе подчеркивается, что «экстремистские организации» активно используют Интернет для «призывов к массовым беспорядкам», «дестабилизации общественно-политической ситуации» и вовлечения молодежи в деструктивную деятельность.
Как подчеркивают разработчики стратегии, негативно влияют на ситуацию как иностранные спецслужбы, так и международные интернет-компании. Одна из предлагаемых мер противодействия этому — «укрепление позиций российских [государственных] средств массовой информации и массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве».
Российские специалисты в области безопасности подчеркивают «традиционные ценности» страны как нечто морально превосходящее западные и обвиняют «недружественные» государства в активных попытках подорвать российскую систему.
*ФБК — выполняет функцию иностранного агента, запрещен в России.