Мой пост про троллейбусы имел достаточно широкий резонанс. Журналисты «Губернии» в своей статье про это спросили и обратную сторону - администрацию города. Ответы мэрии меня весьма повеселили, а местами огорчили. Интересно, а кто конкретно отвечал, я готов лично подискутировать. А пока парирую письменно.

Итак, на мой вопрос, почему троллейбусы с 11-го маршрута не переводят на 17-й, а оставляют депо в администрации ответили: «Все-таки нужно учитывать, что техника не новая и требует особого внимания».

В Воронеже всего одно депо. На ремонте одновременно на разных этапах может находиться не более двух-трех машин. Выпуск на 11 был 11 машин. Интересно посмотреть, как именно внимание будет оказываться троллейбусам в депо, если возможности поставить их на ремонт нет.

 

На вопрос, почему троллейбусы рано заканчивают работу, в администрации ответили:

– Из-за дефицита водителей. К большому сожалению, это то, что сейчас не зависит от властей. В настоящее время троллейбусы отрабатывают утренний и вечерний часы пик и уходят в депо.

А вот тут-то вы и попались! Если вы уходите с работы в 16:00, то это не значит, что это и есть вечерний час пик. Большинство воронежцев едут домой около 18:00, существенная часть работников торговли - в 21:00. Троллейбусы уже давно в депо в это время. Да, утренний час пик они отрабатывают, но мало кто из утренних пассажиров могут доехать вечером домой на троллейбусе. Дефицит водителей - вопрос политический. Опустим низкие зарплаты. Откуда взяться водителям, если 12 лет в Воронеже не обучили ни одного нового? Некоторые девчонки того последнего набора уже внуков нянчат. Уверен, что, несмотря на небольшие зарплаты, в Воронеже найдется несколько десятков молодых людей, которые с удовольствием обучатся и выйдут на линию. Да, лицензии сейчас нет. Но было бы желание, вопрос решаемый.

«В городской администрации обнадеживают, что маршрутная сеть подразумевает увеличение количества троллейбусных маршрутов. Так, следующую заявку на технику по льготному лизингу по нацпроекту „БКАД“, по которому привезли в город 140 автобусов, планируется включить электротранспорт».

Но сколько «мед» ни говори, слаще не становится. После небольшого ренессанса 2009 года троллейбус только деградирует. При этом заявления о том, что все наладится, мы слышим регулярно. Даже если мы получим 100 новых троллейбусов по программе БКАД, ничего не изменится. Через два-три года они также встанут. Вопрос новой техники важен, но главная беда троллей не техника, а отсутствие понимания того, что такое электротранспорт, важности его значения и четкого плана его развития. Вот представим: получили мы новые троллейбусы. И что дальше? Это и есть план мэрии?

 

На месте Минтранса я бы Воронежу троллейбусы не дал. У нас умудрились самую удачную партию «Тролзы» превратить в шлак. Пока в Чебоксарах бодро бегают ЗиУ-9 1990х годов выпуска, у нас в утиль отправились машины, проработав всего пять-шесть лет. С 2014 по 2020 год в ремонт троллейбуса не было вложено ни копейки. Забавная история, которая отлично показывает отношение к троллейбусу. Как-то в депо спрашиваю у слесаря: тут вот машина дырявая на сквозь, но рама вроде цела. Возможно ли ее восстановить?

- Это невозможно! - отвечает слесарь. - Машина восстановлению не подлежит!

- Но почему? - возмущаюсь я. - Что критичного не ремонтируется?

- У нас металла нет уже лет 10!

- То есть если купить металл, то можно отремонтировать?

- Естественно! Рама цела, за неделю можно перетянуть кузов и покрасить! Но кто ж нам металл купит-то?

С одной стороны, история забавная, а с другой — очень показательная.

Кстати, само существование троллейбуса в Воронеже в 2021 году лишний раз доказывает их живучесть. Их разве что из зенитных орудий не расстреливают, а они все скрипят, но едут.

Начинать надо не с БКАД и не с водителей. Если кто-то думает, что оно само расцветет, то нет, не получится. План, финансы, контроль и публичный отчет. Примерно так сейчас происходит в Саратове. Но если есть в Воронеже мэр, то разве не для того, чтобы болевые точки подхватывать и лечить? Ну а если оттуда ни слова - значит, это не болевая точка.

Скептики могут парировать, что троллейбус — это транспорт прошлого, но я отвечу, что нет, это транспорт будущего. Но это тема отдельного разговора.

Оригинал