Сроки давности по делу о клевете, в рамках которого проводятся обыски сегодня, 29 июня, и допросы у журналистов «Проекта», истекли в 2019 году.
Сюжет о питерском бизнесмене Илье Трабере, на основании которого было возбуждено уголовное дело о клевете (часть 5 статьи 128.1 УК РФ, «Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления») вышел 24 августа 2017 года на телеканале «Дождь».
Полиция Санкт-Петербурга возбудила уголовное дело в ноябре 2017 года по заявлению самого Трабера.
В течение 2018 года журналистов, в том числе Романа Баданина, Николая Ковалькова, Марию Жолобову и продюсера Дарью Жук, вызывали на допросы.
Адвокат Виталий Черкасов безуспешно обжаловал подследственность, поскольку телеканал «Дождь» находится в Москве, а дело почему-то расследовала питерская полиция по месту жительства Трабера.
Но главное в том, что до 14 января 2021 года часть 5 статьи 128.1 УК РФ относилась к категории небольшой тяжести. Срок давности привлечения к уголовной ответственности по ней — два года. В декабре в санкцию внесены изменения, появилось наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Она сразу перешла в категорию средней тяжести.
Однако к событиям 2017 года все равно применяется прежняя редакция.
Все обыски у журналистов «Проекта» так называемые неотложные, то есть без постановления суда, по решению следователя.
Обновление 14:40: Верховный суд России: К исключительным случаям, в которых производство следственного действия не могло быть отложено, относятся, например, ситуации, когда необходимо реализовать меры по предотвращению или пресечению преступления; промедление с производством следственного действия позволит подозреваемому скрыться; возникла реальная угроза уничтожения или сокрытия предметов или орудий преступления; имеются достаточные основания полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится какое-либо следственное действие, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для уголовного дела.
Напомню, уголовное дело о преступлении небольшой тяжести расследуется с ноября 2017 года.
В этом исключительном безотлагательном случае следователь или дознаватель не позднее трех суток с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия.
Это означает, что состоятся судебные разбирательства по каждому обыску у журналистов сегодня. Журналисты и их адвокаты вправе в этих заседаниях принять участие.
Будет интересно посмотреть, как судья узаконит обыск по делу с пропущенным сроком давности и у лица, непричастного к подготовке расследования в 2017 году (Рубин).