10 лет назад я затеяла устроить в своем поселке раздельный сбор отходов. Нужно было решить три задачи: найти, кто установит контейнеры для отходов, кто их будет забирать, и вовлечь жителей в эту историю. Начала я с поиска закупщиков вторсырья. Ведь много же объявлений: «Куплю отходы бумаги, стекла и т. д.». Оказалось, что вторсырье примут на базе за деньги от определенного (немаленького) объема. А вот вывозить никто не хотел: нерентабельно.

Я возмущалась «Ну как же! Вон, такие-то готовы вагонами стекло принимать!» А мне отвечали: «Ну так и возите!» Транспортировка вторсырья – самый затратный этап во всей цепочке от образования отходов до их утилизации. Именно поэтому очень многие компании готовы принять отходы за деньги на своей базе, но не готовы ставить контейнеры и нести расходы за вывоз.

Еще через несколько лет мне стало понятно, что со вторсырьем ценообразование не такое, как с фруктами на рынке. Чем больше черешни купишь на базаре, тем больше скидку можешь выторговывать. А с вторичными ресурсами по-другому: чем больше партия, тем дороже она стоит. Но чего стоит собрать такую большую партию?

Многих вводит в заблуждение работа зарубежных фандоматов в торговых сетях. Кинул туда бутылочку, тебе обратно чек, который можно обналичить в магазине или зачесть при покупке. Наши люди думают, что они продают бутылку, а на самом деле они возвращают свои деньги, которые были оставлены торговой сетью в виде залога, чтобы покупатель не поленился и принес пустую бутылку обратно.

В реальном пересчете стоимость пластика в такой бутылке ничтожно мала, и чтобы за ПЭТ-бутылки (и другие виды пластика) оператор захотел заплатить жителю многоквартирного дома, нужно накопить и спрессовать тонны такого пластика. Только тогда оператору будет выгодно пригнать фуру и забрать это вторсырье.

Так как в России любые деньги за вторсырье — это доход продающего, то граждане, даже если нашли пункт, где им заплатят за стекло или пластик небольшую копеечку, обязаны заполнить декларацию о доходах, а компания, покупающая отходы, обязана оформить куплю-продажу по всей строгости закона и также подать соответствующие сведения в налоговую.

Возни так много, что в основном все эти сделки проводятся полулегально за наличный платеж. Исключение составляет макулатура, на нее отменен НДФЛ. Можно накопить картон на кухне и отнести в пункт приема. Вырученных денег может не хватить на оплату транспорта или лекарств от боли в спине (макулатура тяжелая).

В действующей парадигме управления отходами граждане должны получить возможность не зарабатывать на раздельном сборе вторсырья, а экономить на вывозе смешанного.

В настоящее время в федеральных органах власти прорабатываются механизмы, которые (как мы надеемся) позволят внедрить повсеместный РСО и снизить расходы населения за обращение с отходами. Все это произойдет не раньше, чем производитель начнет нести полноценную расширенную ответственность за утилизацию своей продукции и упаковки, и никак не зависит от регоператора.

Вожделенные фандоматы для сдачи тары за деньги уже появляются в стране, но обменивать бутылки на деньги они смогут только тогда, когда будет принят закон о залоговой стоимости сырья и отменят НДФЛ на остальные виды сырья.

Давайте все же представим, что регоператор будет платить населению за отходы бумаги, пластика и т. д.? Эти расходы лягут в себестоимость вторичного сырья и сделают цену предложения выше, чем готов заплатить переработчик. Ведь если вторсырье дороже первички, то зачем оно нужно? Если вторсырье у оператора никто не купит, его придется или сжечь или отправить на полигон. А этого ли мы хотим?

Оригинал