Сергей Селиванов - спортсмен, победитель множества республиканских соревнований по пауэрлифтингу, обладатель черного пояса айкидо, двукратный серебряный призер российских соревнований по адаптивному скалолазанию. И Сергей - инвалид, он с самого рождения живет с детским церебральным параличом
- В спорт почти 20 лет назад я пришел, чтобы найти эту уверенность, потому что жизнь с диагнозом ДЦП в среднестатистическом обществе - это не самое простое дело. У любого человека с ДЦП понижена самооценка. И сначала моя цель была именно повысить самооценку, научиться чувствовать себя по-другому. Со временем я понял, что понятие «инвалидность» — это не столько про внешнее, сколько про внутреннее состояние. Инвалидность - это то, что в голове, а ДЦП - не приговор, когда есть нормальное адекватное общество.
Я вспоминаю сложное детство. Ребенком тянулся к своим сверстникам, очень хотел общаться со всеми, но в ответ получал лишь издевательства и насмешки из-за странной походки и манеры говорить. Но со временем я понял, что у меня всегда есть выбор. Я могу или замкнуться в себе навсегда, или доказать всем, что я имею право на полноценную жизнь, что я все могу. Но какого-то либо уровня принятия себя достиг не сразу. Врачи говорили маме, что я не смогу даже сидеть. Но уже в 2015 году я стал двукратным чемпионом Сыктывкара по легкой атлетике, пятикратным чемпионом Коми по пауэрлифтингу. Правда, я часто меры не знаю в тренировках, загоняю себя, поэтому даже тренер меня ругает, просит не переусердствовать. Есть такое понятие, как «спортивное сердце»: если перестать заниматься, то сердечная мышца может не выдержать. Но другой жизни вне спорта уже не представляю. Просто иногда не хочу признавать, что у меня есть заболевание, поэтому работаю на износ. Раньше я думал, что избавлюсь от ДЦП, но полностью излечить болезнь нельзя. Дело в том, что у меня гиперкинетическая форма ДЦП - она схожа на симптоматику человека после инсульта из-за нарушения работы мозжечка. Говоря простым языком, неправильные связи с мозгом дают неправильные движения. Со временем я понял, что нужно в первую очередь работать с мозгом. Ко всему прочему, я делал упражнения из атлетической гимнастики, с помощью которых можно стабилизировать нервно-мышечные связи.
Параллельно с упражнениями занимался в зале почти каждый день по несколько часов. И это времяпрепровождение стало для меня ежедневным праздником. Благодаря спорту я смог не только выправить походку и сделать тело более послушным, но и обрел крепких знакомых. Спортсмены не выделяют меня из общей среды как особенного, а общаются на равных - дружелюбно и просто. И это прибавило силы трудиться, поэтому я достиг высот в спорте - получил черный пояс айкидо, стал многократным призером Коми по пауэрлифтингу, двукратным серебряным призером России по адаптивному скалолазанию, получил диплом педагога по адаптивной физической культуре в Татарстане, красный диплом по повышению квалификации в этой профессии.
Когда ты здоровый, ты многого не видишь. Когда ты здоровый, тебя все любят, уважают. Когда ты немного не такой, как другие, людям сложно узнать, какой ты на самом деле. Я всегда вижу по глазам человека, как он ко мне относится. Иногда улыбка скрывает неприязнь, иногда улыбка очень искренняя. Я все вижу, все чувствую.
У меня есть мечта: выступить на соревнованиях наравне с другими спортсменами. Недавно в Сыктывкаре проходил чемпионат по бодибилдингу, и я хотел выступить, организаторы были не против, но возникли проблемы с организацией. Возможно, в следующем году получится. А настолько это возможно, чтобы спортсмен с ДЦП выступил на равных с обычными спортсменами? Тренер говорит, что возможно, но трудиться придется в два раза больше, так как в моей весовой категории придется поднимать 100–140 килограммов, чтобы выполнить норматив мастера спорта среди здоровых людей. Но я готов к любым спортивным нагрузкам, потому что по-прежнему хочет доказать всему миру: ДЦП - это не приговор.