Как показывает анализ историографии, этимология слова «казак» имеет тюркское происхождение и восходит к временам Золотой Орды. В Улусе Джучи и в тюрко-татарских государствах средневековья казаки являлись основной военной силой. В дипломатической переписке казаки нередко упоминаются наряду с остальной категорией феодалов, что говорит об их весомой социально-политической роли.
В Золотой Орде и позднезолотоордынских тюрко-татарских ханствах казаки составляли основное ядро их войска. Казаки за свою службу государству получали земельные наделы на поместных правах, были должны явиться на службу «конно и оружно» и т.д. Как известно, главными формами землевладения в Казанском ханстве были государственное и частное. Основными землепользователями являлись ясачные сельские общины. Право собственности на землю давалось лишь представителям феодальных сословий. Таковыми, кроме самого хана и членов его семьи, являлись беи (князья) и мурзы, огланы, казаки и мусульманское духовенство. Казаки являлись низшим феодальным сословием в Казанском ханстве. В дипломатических документах XV–XVI вв. казаки нередко упоминаются наряду с остальной категорией феодалов Казанского ханства. Так, в шертной грамоте Абдул-Латифа великому князю Ивану Васильевичу от 1508 г. говорится: «… и мне, Абдыл Летифу царю, и моим уланам и князям и казакам нашим…» (Собрание государственных, 1819, с. 32–33).
В русских летописях казаки подразделены на следующие подгруппы: « ички, дворные и задворные казаки» (ПСРЛ, 1904, Т. 13, с. 167), т.е. служившие в столице, при дворе, и в улусах, деревнях. По мнению исследователя Р.Г. Галляма, «ички казаки» могли составить ханскую, дворцовую гвардию, воинскую элиту, дворные казаки – находятся в подчинении дворца, т.е. у государства, а «задворные» – служилыми людьми вассальных от хана беков-князей и мурз (Галлям, 2014,
с. 74). При том, возможно, что так называемые «дворные казаки» и «ички казаки» – понятия синонимичные. До десятка совр. татарских поселений под одним и тем же названием «Казаклар» в разл.
адм. районах РТ (Арском, Высокогорском, Кукморском, Рыбно-Слободском и др.), причем, в основном в Заказанье, в свое время бывшем центральной территорией Казанского ханства – эхо тех
давно минувших времен, красноречиво свидетельствующее о социальном составе их населения в прошлом. Казаки, как военно-служилая категория, также являлись частью феодального сословия, получали за свою службу поместья (Худяков, 1932, с. XI; Исхаков, 1998, с. 65). Также, выборные из их числа участвовали в работе курултаев – съездов «Всей Казанской земли», где решались ключевые вопросы жизнедеятельности государства – вопросы войны и мира и т.д.
В писцовой книге Казанского уезда 1602 г. имеются сведения, свидетельствующие о наличии земельных наделов казаков, которые предоставлялись им за службу. В ней, например, приводятся
такие строки: «По царю и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии слову, боярин и воевода и намесник Казанской князь Семен Иванович Микулинской и все воеводы пожаловали тою пустошью старых казаков Юлгуша Бакшандина со всеми угодьи, как было при Магмедеме царе» (ПК, 1978, с. 173). Пожалование земельными владениями представителей родовых групп преследовало одну конкретную цель – поддержку центральной власти родовой аристократией на местах. Однако такое положение дел не всегда гарантировала отсутствие сепаратистских настроений среди местных феодалов. В случае возникновения таких угроз ханы прибегали к средствам военного принуждения. Для таких целей использовались кадровые войска ханства – казаки. Так, источник литературного характера свидетельствует о том, как в результате подавления непокорного Чаллынского городка на территории Чаллынской округи появилось поселение казаков (Заитов, 1880–1882, с. 279; Татарское народное, 1987, с. 160–161). Аналогичные названия других населенных пунктов Среднего Поволжья, возможно, свидетельствуют о том, что поблизости этих деревень когда-то находились землевладения представителей родовой аристократии государства. Помимо того, есть сведения, что в Казанском ханстве тарханные ярлыки получали не только крупные и средние феодалы, но также представители казачества (Мухамедьяров, 2012, с. 103). "КАЗАЧЕСТВО В ПРИЗМЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИЕРАРХИИ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА" (XV – сер. XVI в.) Р.Г. Галлям, Б.Р. Хисматуллин 2017 г.
Упоминание о казаках в Казанском ханстве из старых книг.
"Той же весной в мае пришла весть к великому князю Иоанну Васильевичу от казанского хана Махмет-Аминя, что идёт на него шибанский хан Мамук со многою силой, а измену чинят казанские казаки Калимет, Урак, Садырь, Агиш".
В.Татищев. (От Батыя до Ивана Грозного)
"Горнiе люди по пяти сотъ и по шести сотъ человѣкъ ѣздили къ Государю, и въ Москвѣ от Царя Iоанна Васильевича не токмо милостивымъ прiемомъ и допущенiемъ къ столу своему обласканы были, но такъ же получали и дары: князья, мурзы и сотенные козаки дарены были шубами бархатными съ золотомъ; другiе же Чуваши и Черемисы камчатными и атласными; молодые люди однорядками и шубами бѣльими; всѣ же доспѣхами и денгами, по разнымъ ихъ степенямъ". (Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича) - офиц. летопись сер. 16 в. о правлении Ивана IV и его личной деятельности. Создана в 50-е гг. 16 в.
"Луговые люди все соединились и Царю и Государю добили челом, и всею землею все люди правду дали, что им неотступным быть от Царя и Государя вовеки и их детям и ясаки платить все сполна, как их Государь пожалует. А к Государю приехали от всей земли бить челом сотные князи их Казимир, да Кака, да Янтимир с товарищами. И Царь и Великий Князь их пожаловал, вины их простил и грамоту жалованную дал, как им Государю впредь служить. И Божьим изволением и Его Царским великим подвигом, и у Бога прошением, и Воевод и всех людей службою к нему Государю, Казанские люди, лучшие их Князья, и Мурзы, и Казаки, которые лихо делали, все извелись, а черные люди все с одного в холопстве и в дани учинилися, и во всем ему, Государю, Бог милосердие Свое показал, и дело Казанское конечно в смирение привел, и бедным Христианам свободу на веки учинил". (Чтенія въ Императорскомъ Обществѣ исторіи и древностей Россійскихъ. Исторические исследования).
В 1535 году в Москву приехали с Волги казаки, городецкие татары, и сказали, что к ним на остров приезжали Казанские князья, мурзы и КАЗАКИ, человек шестьдесят, и обьявили об убийстве Казанского царя Енелая. В 1550 году в Москву стали ездить, человек по пяти, по шести сот, горные татары (черемисы), только что признавшие над собой власть Московского царя; Государь их жаловал, князей, мурз и СОТЕННЫХ КАЗАКОВ кормил и поил у себя за столом, дарил шубами, доспехами, конями, деньгами. В 1552 году Казанские послы говорят царю Ивану Грозному: теперь здесь в Москве уланов, князей, мурз и КАЗАКОВ человек с триста. В этом же году бояре велели перехватить пришедших в Москву из Казани с Шиг-Алеем татар: Кудай-Кула, Лимана и всех князей и КАЗАКОВ.
Книга атамана Терского казачьего войска генерал-майора Михаила Александровича Караулова, впервые изданная в 1912 году под названием "Терское казачество в прошлом и настоящем"
"Да в передовомъ же полку воевода князь Юрьи Петровичь Репнин, а с нимъ Казанские и Свияжские, Чебоксарские князи и мурзы и КАЗАКИ Горские и Луговые" (Полное собрание русских летописей). Том 29.