В героических сказаниях об удмуртских батырах в южноудмуртском ареале упоминалось, что с удмуртами воевал народ пор. Так удмурты называли марийцев. В свое время марийцы вытеснили удмуртов с междуречья Ветлуги и Вятки в бассейн Вятки.
Племена марийцев продвигались в район Пижмы и Вятки. Сначала удмурты отступили к Вятке, а потом в ее левобережные притоки. Память об удмуртах в Марий Эл и на юго-западе Кировской области сохранилась в этнотопонимах одо. Марийцы упоминали об одо-илемах, живших в этом регионе до них. По удмуртским сказаниям в противостоянии марийцам большую роль сыграл батыр Ядыгар. Беженцы из рода Шудья бежали в район Кильмези, где жили их родственники — роды Бия, Вамъя, Кутья, Можг, Сьольта, Чунча, Юбера, Юсь. Шудья широко распространились по Южной и Центральной Удмуртии.
Интересные сведения об этой войне сохранились и в наших преданиях о князе Камае.
Легендарный предводитель (князь) марийцев, населявших земли значительной части нынешних Сернурского и Куженерского районов Республики Марий Эл. В древности в этом краю жили удмурты. По мере роста численности марийцев между двумя народами стали возникать конфликты из-за земли. Предположительно в первой половине XVI века удмуртский князь Одо собрал войско с намерением изгнать марийцев, объединившихся в ответ на угрозу под предводительством Камая. Оба воинства сошлись, приготовившись к битве. Камай, стремясь избежать кровопролития, предложил решить конфликт в единоборстве и вызвал на бой князя Одо. «Если победит батыр Одо, — сказал Камай, — то марийцы навсегда уйдут из этих мест, но если я одержу победу, то пусть удмурты покинут этот край». Согласился Одо.
В жестокой схватке победу одержал Камай, и удмуртам пришлось уйти. Камай прославился как герой. Когда он умер, то марийцы его обожествили, как своего Покровителя. Еще в XIX — начале XX века марийцы-горняки, добывавшие камень для изготовления жерновов в каменоломнях «Нолькинский камень», раз в год приносили Камай-Юмо (Богу Камаю) в жертву зайца. Марийцы верили, что он является в образе старика. Рядом с деревней Нур-Сола (Сернурский район) есть место, называемое Камай-Саҥга (Лоб Камая). Считается, что в полдень, или в полночь на этом месте появляются видения.
Мне довелось побывать в этих исторических местах, где разворачивались вышеописанные события. Через стариков я разузнал о местонахождении так называемого одо-карман, расположенного в Сернурском районе. Это остатки древней крепости удмуртов. В 80-х годах, со слов старожилов, там проходили археологические раскопки.
В этом месте так и видится, как сходятся два воинства для битвы, как два батыра ведут жестокую битву между собой. Также я побывал и там, где молились Камай-Юмо. Это таинственные и мистические места нашего прекрасного и воинственного края.