"Большинство этих ратников татары, черемисы, мордва, монголы, башкиры, калмыки и пр. Мы ходили смотреть на них; это народ с самыми разнообразными лицами: только по лицам и можно отличить, кто к какому племени принадлежит.
Каждому народу дано особое оружие. Большинство ратников, а ратники царя все снабжены в изобилии ружьями. Что же касается этих племен, то большая часть их была одета в красивые железные латы и имела на головах маленькие шапки наподобие шлемов; их руки, плечи и бедра были покрыты железом, даже, сапоги из железа; многие из них с копьями, секирами и иным оружием. Мы ежедневно, в течение этого Великого поста, ходили смотреть на них. Эти племена были посланы, по приказанию царя, к Хмелю, с тем, чтобы, взяв с собой еще 90000 ратников из московитов, которые стояли охраной в городе Киеве, все отправились с Хмелем на войну к Каменцу, к Львову и в их области.
Большую часть своего войска Хмель оставил в своей стране, чтобы охранять ее от набегов татар. У него собралось из московских ратников и казаков более 300 000, как мы достоверно узнали потом от патриарха. Там они завоевали множество городов, о чем мы скажем в последствии в своем месте". (Путешествие патриарха Макария 1656 г.кн. IX, гл. VI).
Из военной истории народов Поволжья.
Инородцы поволжья обязаны были чаще других нести воинскую службу. Из татар, черемис, мордвы, вотяков, чувашей, башкирцев прежнего Казанского царства всегда почти, как вступала Москва в войну, составлялось особое ополчение, которое вместе со служивыми людьми из инородцев составляли особый отдел в русском войске.
Этот корпус, которому по преимуществу приписывают конечное опустошение всей Ливонии при Грозном, употреблялся в особенности там, где нужно произвести резню и грабёж, и по окончанию похода распускался по домам. (Фирсов Н. Положение инородцев Северо-Восточной России в Московском государстве. Казань, 1866 г).