Она ушла с обидой на государство, которому отдала силы, здоровье, жизнь. Ей вслед машут лозунгами: мы для вас, мы за вас, мы во имя вас… А тем, кто еще в живых остался, сильные мира сего обещают копеечный и абсолютно несправедливый закон «О детях войны», так пробивая себе дорогу в депутатские кресла.
Не праздничное накануне Дня Победы. История простой русской крестьянки Валентины Петрушиной, история унижения и моральных страданий бывшей малолетней узницы фашизма, причиненных ей семьей петрозаводских дачников, не отпускает.
В 1970 году совхоз «Прогресс», где Валентина Ивановна Петрушина много лет трудилась дояркой, выделил ей квартиру в новом двухквартирном доме, а в 1993-ом она стала собственницей квартиры, выкупив ее у совхоза. Время шло, дети разъехались, а в Космозеро приезжали на отдых с внуками бабы Вали, как стали называть в селе бывшую доярку. Последние годы баба Валя постоянно проживала у одной из дочерей в Медвежьегорске, а с весны до осени жила в родном Космозере. Но беда, как говорится, пришла, откуда не ждали.
Два года назад в канун Дня Победы дачники, владельцы второй половины дома, распорядились общей дворовой территорией: сначала снесли общий туалет (уборную), а потом по своему усмотрению разделили земельный участок, оставили при этом соседке небольшой пятачок, отгородив к тому же этим забором, проход к озеру. Вот так и получилось, что встретить очередной День Победы, а также провести весну - лето 2019 года бывшей малолетней узнице фашизма Петрушиной пришлось не в родном Космозере как раньше, а на пятом этаже городской хрущевки. «Как в темнице», - со слезами сетовала баба Валя.
Комиссия Медвежьегорской районной администрации, куда с жалобой обратилась дочь пенсионерки, подтвердила нарушение законодательства со стороны дачников и предложила решать вопрос в суде. Судебная тяжба - дело не быстрое, тем более, что при подготовке иска в суд много времени ушло на выяснение (через полицию и Росреестр) места постоянной регистрации дачников и имени собственника квартиры в деревенском доме (им оказалась жена доктора). Почему через полицию? А потому что новоявленный сосед отказался сообщить необходимые данные, заявив в телефонном разговоре, мол, сами ищите.
В декабре 2019 года районный суд принял иск к рассмотрению и 13 марта 2020 года вынес решение в пользу заонежанки: дачников обязали до 1 июня 2020 года забор убрать, туалет восстановить на прежнем месте. Появилась надежда, что уж это лето баба Валя проведет в родных местах, да не тут-то было.
Шло время, но соседи исполнять решение суда не спешили и отступать не собирались. Сначала они подали апелляционную жалобу в Верховный суд Карелии, а потом кассацию в Третий кассационный суд (С-Петербург) - с просьбой оставить заявление Петрушиной без удовлетворения.
Проиграв все суды, воинствующие дачники вместо того, чтобы опамятоваться и приступить к «работе над ошибками»… снова обратились в районный суд, теперь уже с заявлением «изменить порядок исполнения суда с «убрать ограждение» на - «установить в ограждении калитку для прохода к озеру». В этой просьбе им также было отказано. Но и после этого дачники исполнять решение суда не торопились, наплевав и на постановление о возбуждении исполнительного производства судебного пристава-исполнителя ОСП по Республике Карелия от 6 августа 2020 года.
Так что 25 августа 2020 года на 90-летний юбилей Валентины Ивановны Петрушиной родня собралась в тесной квартирке на пятом этаже медвежьегорской хрущовки… Баба Валя горевала.
С просьбой защитить право бывшей малолетней узницы к прокуруру республики К. Габриеляну обратилась дочь бывшей узницы. Бюрократическая машина нехотя и неспешно заскрипела, дело вроде сдвинулось. 25 сентября 2020 года вопрос исполнения судебного решения поступил на контроль в республиканское Управление судебных приставов, а проверку осуществлял уже Отдел судебных приставов по Медвежьегорскому району. И что? Итоги проверки вызвали оторопь и справедливое возмущение: приставы установили, что судебное решение дачники выполнили в «полном объеме». Да, ограждение дачники снесли, но уборную на прежнем месте так и не восстановили.
Пожить в родном селе на берегу озера бывшей малолетней узнице больше не придется: Валентина Ивановна Петрушина умерла 23 декабря 2020 года, ушла незаслуженно обиженная доктором-дачником, который так и не повинился перед заонежанкой за причиненные ей моральные страдания.
За правдой - в Космозеро
Однако, как мы увидим дальше, история «борьбы» - дачники против заонежанки - не окончилась. В память о Валентине Ивановне в канун празднования очередного Дня Победы я обратилась в отдел судебных приставов по Медвежьегорскому району с единственным вопросом: каким чудесным образом фактически неисполненное дачниками решение суда преобразовалось в исполненное? По результатам личной проверки судебного пристава, заметим. Что за этим стоит - пренебрежение полномочиями, недобросовестность сотрудника ССП или что-то другое?
Руководитель отдела судебный приставов Никитин А. А. пригласил сотрудницу, которая не сомневается в собственном положительном заключении о полном, подчеркнем, исполнении дачниками судебного решения, ссылаясь на то, что осмотр «места происшествия» проводился, с ее слов, при участии понятых. Выходит, обращаясь с жалобой на то, что дачники не исполнили решение суда, заявители ввели прокурора республики в заблуждение и, по сути, оклеветали бедного непорочного доктора? На мой вопрос о новой полной проверке исполнения дачниками судебного решения мне вежливо разъяснили, что повторную проверку можно провести только по личному обращению наследников после вступления в силу завещания. По всему выходило, что исправлять свои же «косяки» по собственной инициативе судебные приставы не будут.
Ну что? Честь мундира - одно, а где же правда? За правдой - в Космозеро. Хотелось задать вопросы дачнику, доктору, а также расспросить соседей, послушать, что деревня думает об этой неприглядной истории.
Путь не близкий, да и дороги в Заонежье так себе, однако неспешная езда дала возможность не только увидеть, но и лучше понять историю гибели русской послевоенной деревни.
Заонежье - русский северный край - останется на века в истории России: именно там простые русские люди столетиями сохраняли героические былины Киевской Руси и тем самым, свою культурную самобытность. Записанные в 19 веке учеными - этнографами былины стали достоянием мировой культуры.
Былины сохранились только в Заонежье. Основная их тема - защита государства от врагов, а главные герои - богатыри, которые защищали святую Русь от захватчиков. Впечатление такое, что в Заонежье в стародавние времена жили потомки богатырей - по силе и духу: ведь только богатырям, думалось, под силу строительство домов - архитектурного чуда деревянного зодчества. Старинные дома поражают своими размерами, а также декором - ставни, причелины, двери украшены тонкой резьбой. Поневоле погружаешься в поистине сказочный мир досюльного Заонежья.
Указатель на село Космозеро на трассе Медвежьегорск - Великая губа отсутствует, знаковое, однако, явление, подумалось поневоле, когда свернули на так называемую «дорогу».
К сожалению, поговорить с доктором-дачником не случилось: квартира закрыта, уехали спозаранку, сообщили соседи. Осмотрелись: ограда снесена, а уборная-новостройка на месте. Зашли в соседний дом, познакомились с Клавдией Кирилловной Андреевой. Ооказывается, Клавдия Кирилловна много лет дружила с покойной Валентиной Ивановной Петрушиной.
«Мы на ферме доярками были. Ей поперед квартиру дали, а мне уж попозже, мы всю жизнь дружно жили. Она на лето приезжала, так по три часа бесёдовали, она часто рассказывала, как под финнами жили. А потом дачник начал хозяйничать, я тогда позвонила ей, что доктор туалет снял, глухой забор поставил. Разве можно так? Сам приехал, поди знай откуда, сказал, что доктор, если что, можете обращаться. Какой это доктор? Я ему все высказала, он теперь не здоровается, - рассказывает Клавдия Кирилловна.
- Она (баба Валя) тут отдыхала, в магазин сама сходит, воды принесет. Все хорошо было. Баню истоплю, ее позову. А с пятого этажа в городе на улицу не выйдешь старыми ногами. Ее очень это подкосило, очень похудела, прошлым летом ненадолго приезжала, плакала».
Источник происходящего - безнаказанность всех уровней чиновничьей вертикали
Рассказываю про судебных приставов, мол, понятые были, подтвердили, что туалет на старом месте восстановили. Клавдия Кирилловна возмутилась: «Раньше туалет стоял в другом месте, там яма цементированная была, у нас тоже так. В ЖЭК позвонишь, машина приедет, откачает. А в этом-то ямку в земле выкопали, мужика нанимали. Я-то видела. На новом месте туалет поставили, а старый-то у хлева стоял».
И что теперь? Кому верить? Ответ очевиден и он не в пользу судебных приставов. И эта история - пример ответственности/безответственности власти, а источник происходящего - безнаказанность всех уровней чиновничьей вертикали сверху донизу или снизу до верху, без разницы. А еще равнодушие тех, от кого зачастую зависит судьба простых людей, которые нуждаются в их помощи.
Только один пример.
20 декабря (за несколько дней до ухода бабы Вали) я обратилась к спикеру ЗС Шандаловичу с просьбой помочь бывшему малолетнему узнику фашизма заонежанке Петрушиной Валентине Ивановне в решении проблемы, не дожидаясь принятия закона об особом статусе «детей войны». И что? Ответил мне начальник аппарата ЗС Манин со ссылкой на то, что «исполнительные производства окончены фактическим исполнением». Наш паблик рассказывал об обращении и ответе на него. То есть, на мое обращение помочь ветерану уважаемый Шандалович просто наплевал?
Валентина Ивановна Петрушина ушла в мир иной с горечью на сердце от незаслуженной обиды.
P. S. День Победы на фоне разорения богатейшего некогда края вызывает глубокую печаль, с таким чувством я вернулась из поездки в Заонежье. А по ТВ как раз шел бравурный репортаж о предстоящем военном параде. Зачем эти парады? И когда уже эта показушная бравада кончится: парад Победы на фоне разора русской деревни? И не только деревни, а вообще России. Нищеты потомков той самой победы, которые не видят справедливости в жизни. И вот что с этим делать? Отмахнуться не получается - болит и болит.
Валентина Евсеева, Медвежьегорск
Фото Дениса Орлова и Валентины Евсеевой