Я раньше не формулировала проблему так, но, кажется, пришло время сказать.

Мы много занимаемся темой разлуки матерей с детьми на Северном Кавказе после развода родителей или смерти отца. Сторонники такого порядка ссылаются на адаты, традиции, противники — на нежелание властей платить детские пособия и огромную психологическую травму для детей т. п. И все это правда. Но все равно не раскрывает полной картины.

Одна пожилая женщина из местных как-то сказала мне: «Нельзя, чтобы ребенок жил в доме с чужим мужчиной». Слишком высок риск, что чужой мужчина будет домогаться чужого ребенка. Поэтому присказка, что девочке, которая жила с матерью, будет сложнее выйти замуж, открывается с новой ужасающей стороны – дело не в женском воспитании, а в риске мужского растления.

Сегодня в комментариях к очередному посту о насилии, пережитом в детстве актрисой Еленой Прокловой, кто-то написал, что каждая третья девочка подвергалась сексуализированному насилию со стороны отчима. Я не знаю, верна ли такая статистика на самом деле. Да, пожалуй, и никто не знает.

Конечно, проблема существует не только на Северном Кавказе, но и по всей России и миру – буквально недавно появилась серия публикаций об инцесте во французских семьях. Не только отчимы, но и отцы, и дяди, братья и дедушки и, конечно, не только во Франции.

Наверняка под этим постом будут десятки комментариев о том, что вы никогда не сталкивались с такими историями в жизни, поэтому проблема преувеличена. В жизни я тоже не сталкивалась (или просто все вокруг молчали), а вот по работе – регулярно. И даже если сотню детей в год насилуют в российских семьях (а, конечно, речь не о сотне), это охренеть сколько поломанных жизней.

В этом смысле Кавказ пошел дальше – не сказал вслух, в чем проблема, но на подкорке понял. Не решил ее адекватно наказанием насильников, но запер детей в клетку. В чудовищную клетку, но, надо сказать, от чудовищного мира.

Является ли решением изоляция детей от матерей, которые вышли или могут выйти замуж? Или навешивание на матерей ответственности за то, «кого они выбирают» или за «климат в семье»? Можно, конечно, продолжить это делать, но очевидно это проблему не решает. Она не частная, это не отдельные преступники, не маргинальные и не психически больные мужчины. Это системная общемировая проблема, тысячи только осужденных и только в год в РФ. Для ее решения, которой нужны исследования, почему люди это делают, образовательные и воспитательные программы на государственном уровне, щадящее для потерпевшей стороны расследование преступлений и адекватное наказание. И обсуждение, и осуждение насильников, конечно.

Оригинал