Видимо, осмысленно я не говорю о сопротивлении власти, потому что власть все время себя предъявляет именно носителем мнения большинства, а люди, стоящие в оппозиции к власти, совершают свои действия тоже, исходя из не менее странного предположения о себе как носителе мнения большинства. Сила против силы. В любом случае мы сталкиваемся с предъявлением силы большинства как основного условия существования власти.

Нам известны 4 человека, которые предъявили миру мыслями и поступками концепцию не насильственного сопротивления: Генри Торо, Лев Толстой, Махатма Ганди и Мартин Лютер-Кинг.

Может быть, ошибочно, но я сведу их сложные и простое взгляды к четырем опорам ненасильственного сопротивления большинству.

Торо

Основной посыл его рассуждений и поступков был связан с мыслью о том, что мы можем предъявлять свое сопротивление большинству только в опоре на независимость и, прежде всего, независимость экономическую. Не возможно предъявлять собственные притязания, не имея экономической суверенности. Как только мы находимся в области социальной зависимости от большинства, нам нечего будет обменивать на уступки со стороны большинства. Получается, что мы как бы берем из того же кармана, из которого и требуем. Первая опора ненасильственного сопротивления — социальная независимость.

Толстой

Им предъявлена одна из самых сложных этических основ ненасилия. Это отказ от насилия в ответ на насилие и, прежде всего, ориентация при ответе на любые другие технологии, полностью исключающие насилие как в момент ответа, так и много позже ответа. Отказ даже от законного насилия в ответ на насилие большинства. Даже защищаясь нельзя рождать культуру насилия. Потому что, используя насилие в благих целях, мы все равно впускаем его в наш мир, и оно завтра из орудия слабого перед сильным станет орудием сильного перед слабым. Вторая опора — нельзя впускать насилие в культурный пласт сопротивления большинству. Никакое благо в мире не может оправдать насилие.

Ганди

Он раскрыл проблему законности сопротивления ненасилием. Большинство оформляет насилие как закон и сопротивление ненасилием прежде всего связано с неисполнением закона. И тут само сопротивление впускает в мир, который хочет спасти, культуру неисполнения закона. И это катастрофа для будущего мира. Потому что создаваемый ненасилием мир вынужден будет опять ломать культуру несоблюдения закона через насилие. Как же вырваться из этого противоречия. Здесь только один путь — это признание ненасильственным сопротивлением факта нарушения закона и несение ответственности за нарушение закона в полной мере. Только так ненасильственное сопротивление не впустит в новый строящийся им мир культуру беззакония. Третья опора для не насильственного сопротивления — это полный отказ от конспирации.

Лютер-Кинг

Я бы назвал эту ненасильственную опору, опорой солидаризированности с большинством. Только тогда ненасильственное сопротивление большинству имеет успешный результат, когда не видит в большинстве врага, а ищет в большинстве союзников или хоть какую-то опору для совместного выхода из акта подавления большинством меньшинства. Само не разглядывание в большинстве врага выводит сопротивление из акта даже предполагаемого насилия. Четвертая опора — это ненасильственное сопротивление через поиск любых путей союза с элементами большинства.

При отказе хотя бы от одной их этих опор ненасильственное сопротивление либо перерастет в насилие, либо просто не даст эффекта.

Оригинал