Хорошо, если вы настаиваете, я напишу про Навального.
Алексей Анатольевич (мы с ним тезки) решил поиграться с системой, и получил единственно возможный результат – его «закрыли» вместе со всей структурой. Достаточно долго Навального власть терпела и использовала по мере необходимости. Например, на выборах президента, когда Навальный вдруг призвал не к «Умному голосованию», а к бойкоту, тем самым частично исключил из общего результата протестную составляющую. Логика действий власти в отношении Навального была обусловлена желанием держать врага достаточно близко: структуру протеста надо знать и по возможности им управлять. Штабы Навального в регионах помогали выявлять наиболее активных, непримиримых, талантливых, способных стать лидерами и потому опасных представителей политкласса. Информационные вбросы через Навального позволяли тестировать степень рефлексии протеста на те или иные события.
Я не знаю, чем вызвано решение закрыть Навального и его структуры. Возможно, он перешел черту с «дворцом Путина» или где-то в другом месте, но то, что власть могла сделать давным-давно, она решила сделать лишь сейчас. Я не думаю, что в ближайшее время начнутся массовые «посадки» навальнистов. Признание ФБК(*) экстремистской организацией – это категоричная демонстрация намерений, а не формальный повод для преследования всех, кто активно работал в фонде и штабах Навального. При этом за жизнь самого Алексей я не поручусь. В феврале 2015 года сложно было представить, что ярчайшего оппозиционного лидера Бориса Немцова убьют в нескольких сотнях метров от Кремля, ведь в глазах многих единственным возможным заказчиком этого убийства может быть только российская власть. Тем не менее это случилось.
Каковы будут последствия происходящего в ближайшей перспективе.
Серьезных потрясений я не предвижу. Нас ждут очередной ЕДГ и выборы в ГД РФ с достаточно предсказуемым результатом. Власть контролирует все наиболее значимые политические силы, все основные средства массовых коммуникаций и, что не маловажно, контролирует саму выборную технологию, которая позволяет ныне голосовать несколько дней, электронно, где угодно и т. д. По сути, результат выборов ныне почти невозможно проверить.
Уже объявлено, что перед выборами народу подкинут деньжат. А для разрозненного протестного электората уже созданы «форточки» типа «Новых людей» и винегрета из «Справедливой России», «Патриотов» и «За правду». Если надо будет, то организуют еще: под конкретную задачу, быть может, под конкретные регионы.
А вот в длительной перспективе все гораздо сложней. Протест, ушедший на кухни, контролировать архисложно, предсказывать его действия и пики почти невозможно. Да, настоящих оппозиционных лидеров почти не осталось, но они появятся. Возможно, не как те, кто ведет за собой, а как те, кого толпа сама поднимет до этого уровня.
Боже, вразуми бестолковых.