Кто помнит, на первом своем совещании 12 апреля 2017 года только что назначенный исполняющим обязанности главы Марий Эл Александр Евстифеев заявил: «У республики космические только долги…»
Решая проблему «космических долгов», четыре года глава республики последовательно изымает из скудного республиканского бюджета значительные средства и возвращает их Министерству финансов РФ и коммерческим банкам.
На совещании в правительстве 9 апреля этого года глава республики с удовлетворением заявил: «Несмотря на сложности с поступлением доходов бюджета, необходимость принятия новых расходных обязательств, обусловленных пандемией, регионом не было допущено роста государственного долга, хотя такая возможность в 2020 году была предоставлена специальными федеральными решениями. Объем государственного долга республики по состоянию на 1 января 2021 года составил 11,9 миллиарда рублей. Снижение государственного долга – устойчивая тенденция последних четырех лет. С 2017 года госдолг снизился на 1,6 миллиарда рублей».
То есть правительство России в 2020 году давало деньги регионам, а правительство Марий Эл от них отказалось. Парадокс?
Как известно, бывший глава Леонид Маркелов, наоборот, проводил активную политику заимствований и на привлеченные средства, в том числе и у коммерческих банков, развивал инфраструктуру республики — строил дороги, мосты, школы, театры, туристические объекты, современные спортивные центры…
На первый взгляд, позиция Александра Евстифеева выглядит более привлекательной — не копить долгов и жить по средствам. Но при этом за четыре года его правления на собственные средства республика не построила ни одного хоть сколько-нибудь значимого социального объекта. Даже готовое в 2017 году на 70% здание республиканской филармонии до сих пор «мучают» и не могут ввести в строй.
И вот сегодня президент РФ Владимир Путин решил наконец "заочный спор" между Леонидом Маркеловым и Александром Евстифеевым в определении стратегии региональной финансовой политики в пользу… Леонида Маркелова.
В Послании ФС РФ глава государства озвучил решение реструктуризировать [а в условиях нынешних темпов инфляции, по сути, списать] накопившиеся у регионов бюджетные долги, а значительную часть кредитов, взятых в коммерческих банках, преобразовать в бюджетные ссуды под ничтожные проценты.
"Надо помочь регионам с высоким уровнем коммерческой задолженности. Предлагаю здесь следующее: весь объем коммерческого долга субъекта федерации, превышающий 25% его собственных доходов, будет замещен бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года", - сказал он.
Решением главы государства реструктуризированы до 2029 года и кредиты, предоставленные регионам в 2020 году, от которых Республика Марий Эл, как я уже говорил, с присущей ей «гордостью» отказалась.
Более того, со слов президента, субъекты РФ также смогут в будущем получать инфраструктурные кредиты под 3% годовых сроком на 15 лет. До 2024 года на эти цели будет выделено в общей сложности 500 млрд руб.
«Федеральные инфраструктурные кредиты — мощный ресурс. От региональных команд и их диалога с бизнесом и гражданами многое зависит. Рост благополучия миллионов российских семей — в будущем детей. Нужно развивать в регионах дороги, ЖКХ, транспорт, проводить комплексное развитие объектов туристической индустрии» — подчеркнул Владимир Путин.
То есть получается, что президент России озвучил в качестве перспективного путь развития регионов, который в свое время активно проводил Леонид Маркелов?
Примеч.: слова президента РФ процитированы по источнику.