Основные конфликты вокруг прибрежных территорий на примере Курортного района

Протяженность береговой линии Финского залива в Курортном районе – более 38 км, самая большая из всех районов Санкт-Петербурга, но практически за каждый клочок земли на берегу идет ожесточенная борьба между различными силами. Связано это с тем, что прибрежные зоны имеют очень высокую ценность сразу с нескольких точек зрения:

Высокая экологическая ценность с точки зрения сохранения биоразнообразия. Многие краснокнижные виды обитают в прибрежных территориях - на мелководье, на заболоченных и подтапливаемых участках. В других условиях обитать они не могут, и уничтожение среды обитания означает для них 100% гибель.

При этом такие участки мало подходят для рекреационных целей в их естественном виде. Попыткой приспособить территории заказников для туризма стали экотропы, как на Сестрорецком болоте, однако они имеют своих критиков. Есть мнение, что туристы могут вытаптывать растительность и оставлять мусор, и такое использование заказников вступает в противоречие с целью сохранения краснокнижных видов.

Пример, когда тенденция экологического использования и сохранения территории возобладала над другими, – Тарховский лесопарк. Он расположен на мысу, который попал в проект создания намывных островов под жилую застройку «Новый берег», но позже был исключен из него. До 2025 года здесь должна быть создана ООПТ.

Высокая рыночная стоимость прибрежных территорий делает их лакомым куском для инвесторов и застройщиков. Все, что строится на берегу, тут же приобретает статус элитной недвижимости в силу своего расположения. Дома с видом на залив высоко ценятся, люди любят жить с видом на море, пусть даже северное, хотят иметь свой личный кусочек берега и пляжа.

Для жилой застройки бизнесу часто приходится прибегать к различным ухищрениям и обходить законодательство, так как большинство прибрежных территорий относятся к рекреационным зонам и не могут быть застроены жильем. Именно поэтому на берегу строятся в основном апартаменты. Освоенный таким образом берег оказывается в пользовании у ограниченного круга лиц. Выгодоприобретателями также становится узкая группа, представленная застройщиками. При этом прибыль ими извлекается разово, а территория в значительной мере утрачивает свою рекреационную и экологическую ценность.

Яркий пример – комплекс апартаментов «Светлый мир внутри», построенный под видом санаторно-оздоровительного учреждения. Территория, на которой он стоит, была включена в комплексное экологическое обследование в 2018 г. и могла бы стать частью запланированного к созданию до 2025 года ООПТ «Сестрорецкие дюны», однако теперь заказник, скорее всего, будет состоять только из одного кластера – «Канавное болото». Застройщик успел освоить территорию быстрее!

Высокая рекреационная и туристическая ценность. Еще один путь развития побережья – создание общественных пространств, интенсивное благоустройство, создание развлекательных центров и ресторанов, строительство санаториев и пансионатов, где сможет отдыхать широкий круг лиц. Что-то можно делать бесплатно (например, посещать пляж), что-то – за деньги. Например, арендовать скутер, доску для виндсерфинга, пообедать в ресторане. Такое использование предполагает создание инфраструктуры, которая в большей или меньшей степени может затронуть естественные ландшафты.

Внутри этого направления использования также могут возникать свои конфликты, так как, с одной стороны, горожане тянутся на природу из каменных джунглей, а с другой – хотят иметь на отдыхе некоторые удобства и блага цивилизации. Необходимо соблюдать баланс, когда с одной стороны будет создан необходимый комфорт для отдыхающих, с другой стороны - не будет убита та самая естественная привлекательность берега, ради которой горожане устремляются в пригород.

О конфликте между первыми двумя направлениями развития берега, то есть между созданием ООПТ и застройкой, я расскажу на примере одного мыса в Сестрорецке.

Мыс Гагарка

В Генеральном плане Санкт-Петербурга береговая линия в Курортном районе изображена совсем не так, как это выглядит в реальности. Связано это с тем, что в 2009 и 2010 гг. КИО передал в аренду ООО «Северо-Запад-Инвест» территорию на побережье от дамбы до Водосливного канала в Сестрорецке. Причем в последующие годы часть территории была выкуплена в собственность.

В 2011–2012 гг. сестроречане с ужасом узнали, что у них перед носом в Финском заливе хотят намыть чудо-остров, на котором построят город для 66 тыс. жителей. Для сравнения: население всего Курортного района — всего 79 тыс. жителей. Против этого проекта выступали и депутаты законодательного собрания, и ученые, и простые жители.

В июле 2012 г. в сестрорецком парке «Дубки» был проведен митинг численностью 1 тыс. человек. Учитывая, что в Сестрорецке проживает 40 тыс. жителей, это очень большое количество участников. До истории с намывом Курортный район был тихим местом и акций протеста здесь не бывало вообще.

 
 
 

Мыс Гагарка, как и первоначально Тарховский мыс, попали в проект, их берега должны были быть сильно изменены при помощи берегоукрепления и подсыпки, а затем застроены жилыми домами. Благодаря усилиям активистов и депутатов, инвестора удалось лишить статуса «стратегического», а это значит, что он не получил бюджетных денег на первый этап своих работ и в сроки намыв не был начат. После этого местные жители успокоились, думая, что опасность миновала. Гагарка, как и первоначально Тарховский мыс, попала в проект, их берега должны были быть сильно изменены при помощи берегоукрепления и подсыпки, а затем застроены жилыми домами. Благодаря усилиям активистов и депутатов, инвестора удалось лишить статуса «стратегического», а это значит, что он не получил бюджетных денег на первый этап своих работ и в сроки намыв не был начат. После этого местные жители успокоились, думая, что опасность миновала.

Однако на данный момент прибрежные территории от Горской до Сестрорецка остаются в аренде у инвестора. В своих ответах жителям и губернатор, и вице-губернатор Елин сообщили, что инвестор выполняет условия договоров и вопрос целесообразности дальнейшей реализации инвестиционного проекта не рассматривается. При этом указываются следующие сроки: первый этап реализации проекта, который захватывает так называемый Северный планировочный район в Сестрорецке, включающий мыс Гагарка, должен быть реализован с 2019 по 2025 г. Второй этап, который касается Южного планировочного района от дамбы до Тарховского мыса, должен быть реализован с 2021 по 2028 г.

И хотя на местности ничего не происходит, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга заключил государственный контракт на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации по объекту «Строительство автомобильных дорог на намывной территории севернее поселка Лисий Нос».

Сейчас представляется маловероятным, чтобы проект создания искусственных островов был реализован в полной мере. Однако инвестор наверняка попытается освоить и застроить ценные прибрежные территории, которые также находятся в аренде. Для жителей побережья от Горской до Тарховки эта история обернулась тем, что уже более 10 лет они не могут получить никакого благоустройства и уборки мусора на территории, на которой проживают, так как вся она находится в аренде. При этом находится достаточно много недобросовестных граждан, которые свозят мусор на побережье.

 
 
 

На все жалобы органы власти отвечают, что территория находится в аренде у инвестора под жилую застройку, а потому не предполагает использования третьими лицами и не может быть убрана или благоустроена властями района. Таким образом местные жители прибрежных территорий стали заложниками данного инвестиционного проекта уже более чем на 10 лет.

Итак, с точки зрения губернатора, вице-губернатора и как минимум Комитета по транспортной инфраструктуре, на мысе Гагарка до 2025 года должны появиться намывные участки, дороги и жилая застройка (если быть точными, участки там размежеваны под гостиницы, то есть апарт-отели.

В то же время Комитет по природопользованию убежден, что до 2025 года на мысе Гагарка будет создана ООПТ, и предпринимает определенные действия в этом направлении. В 2017 г. мыс Гагарка вместе с Тарховским мысом и сестрорецкими «Дюнами» был внесен в Закон Санкт-Петербурга от 02.07.2014 №421-83 «О перечне участков территорий, в отношении которых предполагается проведение комплексных экологических обследований». В 2018 г. эти обследования были проведены, при этом на мысе Гагарка выявили 40 краснокнижных видов на территории в 54,2 га, а на Тарховском мысе – 70 краснокнижных видов на площади 199,2 га. Это очень высокая концентрация охраняемых видов для столь небольшой площади.

В своих ответах Комитет по природопользованию сообщает, что на мысе Гагарка отмечены на гнездовании белоспинный и малый пестрый дятлы, которые входят в Красную книгу Санкт-Петербурга. В черноольховых лесах здесь произрастает краснокнижная фиалка топяная, а на низинных приморских болотах – восковник болотный, который входит не только в Красную книгу Санкт-Петербурга, но и в Красную книгу РФ. По словам комитета, главные факторы угрозы для указанных видов – вырубка лесов, изменение гидрологического режима (для растений).

Понятное дело, что работы по берегоукреплению и предотвращению от затопления, предусмотренные проектом ООО «Северо-Запад-Инвест», не могут не повлиять на тот же гидрологический режим на мысе Гагарка. Уничтожение краснокнижных видов противоречит статье 60 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Деятельность, ведущая к сокращению численности и ухудшающая среду обитания растений, животных и других организмов, относящихся к видам, занесенным в Красные книги, запрещается.

Участки на мысе Гагарка, переданные в аренду ООО «Северо-Запад-Инвест», находятся в основном на побережье мыса и в акватории (те, которые должны быть намыты), по центру мыса располагаются зеленые насаждения общего пользования городского значения - ЗНОП 10159. Перед вторым чтением нового Закона о ЗНОП в начале 2021 года активисты узнали, что из ЗНОП на территории мыса Гагарка планируется вырезать полосу площадью 1,33 га, которая режет мыс на две несвязанные части. Полоса совпадает с линией улично-дорожной сети, запланированной проектом планировки территории от 2014 г., который делало ООО «Северо-Запал-Инвест».

При этом комитет по природопользованию об этом проекте планировки территории (ППТ) ничего не знает, он туда не поступал! Комитет по природопользованию ссылается в своих ответах на Постановление Правительства Санкт-Петербурга №438 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке документации по планировке территории» от 21.05.2015. То есть данное постановление появилось позже, чем был подготовлен ППТ.

Активистами Сестрорецка были переданы поправки к закону о ЗНОП нескольким депутатам законодательного собрания. К счастью, удалось добиться, чтобы из ЗНОП на мысе Гагарка не стали вырезать эту полосу. 

Площадь ЗНОП на мысе Гагарка – всего 16,29 га. А подвергнуто комплексному экологическому обследованию для дальнейшего создания ООПТ было 54,2 га. А что же с остальной территорией?

В 2019 г. КИО и Фонд поддержки социальных инициатив «Газпрома» заключили договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях сроком до 24.12.2024 с кадастровым номером 78:38:0011134:23 для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса. Площадь участка 2 га. То есть 2 га из 54 га уже должны быть застроены спортивным объектом от «Газпрома» до 2024 г., в то время как создание ООПТ запланировано до 2025 года. При этом администрация Курортного района, конечно же, выступает за строительство и преподносит его жителям как благо, ведь население должно быть здоровым и спортивным, особенно дети и молодежь!

На берегу Водосливного канала на Гагарке существует и проект строительства комплекса апартаментов на участке площадью 2,5 га по адресу: ул. Инструментальщиков, 9а. В 2018 г. в интернете появилась информация, что в скором времени здесь появится малоэтажный жилой комплекс от ООО «Зеленый берег». Жители Сестрорецка записали видеообращение президенту Владимиру Путину для прямой линии 7 июня 2018 г., в котором попросили не застраивать Курортный район апартаментами и предотвратить реализацию этого проекта.

Неизвестно, сработало ли обращение или возникли иные обстоятельства, но проект пока не начали реализовывать. При этом в сети Интернет можно найти информацию о том, что разрешение на строительство в этом месте действует до 2024 года. Если верить сайтам, проектная документация уже готова. Нужен только инвестор, готовый вложится в строительство. Как обычно, жилье в этом месте строить нельзя, так как участок расположен в рекреационной зоне, именно поэтому речь может идти только о строительстве апарт-отеля.

Таким образом, к моменту создания ООПТ «Гагарка» в 2025 году может оказаться, что создавать ООПТ, собственно, не из чего. Другие пользователи и владельцы берегов до 2024 года могут успеть отщипнуть с разных сторон по паре гектаров под различные проекты: ФОК, апартаменты, дорога к намыву.

По сути, создается впечатление, что во власти правая рука порой не знает, что делает левая. В генплане Санкт-Петербурга одновременно существуют на равных правах планы намыва и застройки территории и планы создания на ней ООПТ, при этом каждый комитет продолжает в сроки реализовывать свои планы, разрабатывать проектную документацию, законопроекты, проводить обследования и тратить на это деньги. Какая тенденция при освоении конкретно этого мыса возобладает – в итоге неясно. Но, скорее всего, мы поймем это к 2025 году.

Комфортная городская среда: приемлема ли для зоны охраняемого ландшафта?

А теперь немного о третьем направлении использования берегов – для рекреации и туризма, когда берег становится местом массового отдыха горожан.

В Курортном районе почти вся береговая полоса Финского залива относится к зоне охраняемого ландшафта – начиная от берегов Водосливного канала и Дубковского мыса, на котором расположен объект культурного наследия «Парк Дубки», и до устья Черной речки в поселке Молодежное. Не относятся к зоне охраняемого ландшафта, по сути, только те берега от Горской до Тарховки, которые находятся в аренде ООО «Северо-Запад-Инвест», и мысы Гагарка и Тарховский, где запланировано создание ООПТ.

При этом последние три года на Курортный район наступает федеральная программа благоустройства «Комфортная городская среда», на которую щедро выделяются средства из бюджета даже в условиях пандемии. Эта программа предполагает превращение пляжей в многофункциональные общественные пространства с различными зонами – спортивными, игровыми, релаксационными. При этом устанавливается очень много стационарного оборудования, не убираемого на зиму, и используется большое количество искусственных покрытий: резина, бетон, дерево и другие.

Лично мое мнение, что реализация данной программы вступает в противоречие с режимом использования зон охраняемых ландшафтов. Ведь охраняется рельеф, геологическая структура таких ландшафтов (нельзя заменять грунт), гидрологический режим ландшафта, зеленые насаждения, запрещено капитальное строительство. Часто в ЗОЛ охраняются те или иные панорамные виды и обзор по определенным визуальным направлениям, например вид на Кронштадт с берегов Золотого пляжа в Зеленогорске.

Однако КГИОП считает иначе и согласовал в ноябре 2020 года проект благоустройства Золотого пляжа в Зеленогорске. Этот пляж является частью компонента объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Терийоки (Зеленогорск)». Из проекта, представленного до этого в сети Интернет администрацией Курортного района для обсуждения с жителями, можно понять, что в проекте имеется много оборудования с твердым полом, который будет каким-то образом устанавливаться поверх песчаных дюн. Также есть дополнительные дорожки, помимо уже существующих.

У активистов Курортного района есть серьезные опасения, что это твердое покрытие будет иметь под собой бетонный фундамент. В 2018 г. в ходе благоустройства бетоном залили Офицерский пляж, расположенный на берегу Сестрорецкого Разлива. Жители были в шоке и потребовали сноса бетонных конструкций. Летом 2019 года один из двух бетонных помостов был снесен.

В Приморском районе был неудачный опыт благоустройства по этой программе пляжа «Морские Дубки» в поселке Лисий Нос, который не относился к зоне охраняемого ландшафта. Ни заказчики, ни подрядчики не воспользовались генеральной схемой берегоукрепления, а «защитили» берег от стихии, навалив вдоль пляжа в воду каменных валунов.

 
 
 

В итоге благоустройство, на которое вместе с берегоукреплением было истрачено 55 млн руб., разрушило первым же зимним штормом спустя всего несколько месяцев после завершения работ. Осыпались дорожки из плитки, положенной поверх песчаного пляжа, разломало в щепки перголы, содрало доски с деревянного амфитеатра. А каменные габионы, которые должны были укрепить берег, смяло в складки.

Стоит отметить, что проект предварительно никак не обсуждался с местными жителями. Они о нем даже не знали до начала работ на берегу. В итоге естественный природный ландшафт был испорчен, но и городской комфортной среды не получилось.

Муниципальные депутаты Лисьего Носа, исходя из неудачного опыта благоустройства пляжа в их поселке, внесли в повестку одного из своих заседаний 3 марта 2021 года вопрос о поправках к закону о благоустройстве. Они считают, что необходимо более четко прописать в законодательстве, как именно нужно благоустраивать пляжи, чтобы не повторилась история пляжа «Морские Дубки».

Благоустройство прибрежной территории Финского залива, несомненно, должно учитывать природные условия, шторма и наводнения, которые здесь бывают. Но также оно должно учитывать необходимость сохранения главной ценности этих мест – золотых песчаных пляжей и дюн, которые и привлекают сюда на массовый летний отдых петербуржцев. Нельзя подходить к благоустройству охраняемых природных ландшафтов с теми же мерками и типовыми решениями, что и к городским набережным.