Много чудес нам славные предки оставили в наследство. Видал, и не раз, шедевры деревянного домостроения - залюбуешься, глаз нельзя отвести. Сами посмотрите на первое фото - обычный жилой дом, середина XVIII века, город Томск. Не боярские палаты, не купеческие хоромы, не ахти что - именно что обычный дом. И на вторую гляньте - обычный дом середины века XX. Это так называемые хрущевки, или "хрущобы", которые были везде. Да я в 67-м в такой дом из барака с дедушкой и бабушкой переехал, и мы были просто счастливы. Две комнаты, вода, туалет, и все тут же, уже не надо куда-то бежать. Фантастика!

Да, конечно, на всех домов с резными ставнями не хватит. Надо отдать должное - хрущобы значительно продвинули решение квартирного вопроса, который, по меткому выражению автора "Мастера и Маргариты", сильно портил советских людей. Жилье дали. К началу 70-х коммуналок барачного типа осталось совсем мало. Да и те начали "облагораживать".

В нашем доме, что на Ленина стоял в том квартале, где сейчас митрополия, где справа Чернышевского, вверху Фрунзе, а по леву руку Богданка, в конце 60-х сделали туалет, подвели воду и газ, набитые до отказа секции расселили, а тем, кто остался, достались махонькие двухкомнатные квартирки, но со всеми удобствами, да еще в центре города. Им завидовали! Нам дали квартиру на Курской, где Общество слепых.

Это был край света! Перед домом — жуткий овраг, а за ним до самого Оскочного — пустота. Только что пустили "телефонный завод", как тогда называли завод "Сокол", чуть поодаль — жилье для рабочих построили и возник поселок, тоже "Соколом" звали.

И по тому краю, что по праву руку от Богданки, как если в сторону Москвы смотреть, было чисто поле. Город заканчивался на Мичурина, дальше шли поля. Вот там и начали строить белгородские Черёмушки, как тогда назвали жилые массивы по все стране, где ставили хрущевки. Это так и называлось - быстро возводимое жилье! Панельки привариваются в четырех местах, все там на честном слове, тяп-ляп - и готово! Но до сих пор стоят, вот что удивительно! Хотя в Москве давно начали сносить хрущобы, выселяют людей. Срок эксплуатации домов истек. Они все аварийные.

У нас в городе порядка 100 домов таких, если не больше. Серьезный вопрос. Там куча народа на хвосте висит, в каждой квартире по три поколения, и все прописаны. Приватизировали двушку на 15 человек, вышло по метру на каждого, но всем надо дать новой жилье. В общем, тяжелая тема.

А дома стоят. От Мичурина до Железнякова вдоль Садовой - все они, наши Черёмушки. Оттуда старое кладбище видать, с кладбища хрущобы как на ладони. И там кладбище, и тут, и везде люди.

Меня фанаты совковой эпохи сейчас опять упрекнут: вот, мол, тогда всем давали жилье, пусть хрущобы, но бесплатно, а сейчас народ задушили ипотекой. Все верно! А кто спорит? И прав, значит, Воланд - так или иначе, но квартирный вопрос людей что тогда портил, что сейчас.

Оригинал