В камере нас трое

Вообще в БУРе (в ЕПКТ) нас 9, скоро будет 10 – полный комплект.

У нас тепло – ничего теплого не надо, беруши и шоры также не нужны (не могу с берушами спать, мешают), свет занавешиваем, при необходимости завязываю глаза маленьким полотенцем (тюремное: тонкое, белое, в мелкую клеточку), шоры и вообще любая вольная одежда здесь запрещена, кроме носков и черных масок.

С ≈21:00 до ≈5:00 “спим” на шконках с матрасами, простынями, одеялами и подушками в наволочках, после 5:00 до 21:00 спим лежа на полу (шконки подняты и пристегнуты к стене). О распорядке и времени тишины не договариваемся.

Днем я редко сплю, в основном пишу письма или читаю: письма, книги, газеты.

Сон у меня чуткий, подкрасться ко мне сложно, просыпаюсь от любого шороха или перемены освещения. В симферопольском СИЗО вообще почти не спал, в среднем менее четырех часов в сутки, отсыпался в ИВСе.

Постепенно забываю медицинские термины, утрачиваю профессиональные навыки и знания, забываю термины из других наук.

Овощи/фрукты в разные завозы в разном состоянии – бывают очень хорошие на вид и на вкус, как они выращивались и каков химический состав, не знаю, но еще ни разу не травились, симптомов, по крайней мере, не замечали, бывают и чуть подгнившие, переспевшие или недозревшие, в целом более-менее. Возможности самостоятельно выращивать зелень и даже выгонять зеленый лук из луковиц у нас нет. В СИЗО выгонять лук возможно, в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ такой возможности нет. В карцерах в СИЗО такой возможности также нет.

<...>

Надеюсь, и в дальнейшем у Вити [Филинкова] будет возможность заниматься программированием, пусть и без допуска к техническим средствам. Он еще и рисует? Я читал, что Юлиан художник. Наверное, на данный момент апелляция у Виктора и Юлиана уже прошла? Ситуация с осужденными по делу “Сети”(*) – чудовищная, на глазах у всех, всем известно, что они невиновны, и в России, и в других странах, осудили на огромные сроки, перед этим пытали, причинили существенный ущерб здоровью, дело шито белыми нитками, очень грубо сфальсифицированное и сфабрикованное, и никто ничего с этим сделать до сих пор не может.

<...>

Кронштадтское восстание

В “Азбуке” Беркмана, помимо самой “Азбуки”, есть отрывок его дневника, там рассказывается о Кронштадтском восстании и о том, что предшествовало: забастовки и митинг рабочих, а матросы выступили в поддержку рабочих, в отношении к которым матросы находились в привилегированном положении. Кронштадтское восстание Беркман называл “Российской парижской коммуной”, а большевиков, по-моему, палачами революции (книжка сейчас не рядом со мной, она в каптерке, мы можем иметь при себе ограниченное количество книжек и всего остального).

В соответствии с тем, как события восстания преподносит Беркман, – я полностью солидарен с восставшими матросами.

Третья революция, к сожалению, была подавлена большевиками, и, к сожалению, мало кто о ней помнит и еще меньше хотя бы минимально понимает цели, требования, причины. Подавление Кронштадтского восстания и Третьей революции — это величайшая трагедия, в случае победы Третьей революции удалось бы не допустить тоталитарной сталинской диктатуры.

<...>

Книгу Маркова - Неймарк “Эволюция. Классические идеи в свете новых открытий” вчера уже держал в руках и просматривал, Алихан с Артуром тоже ее рассматривали. Оказывается, они верят в эволюцию, считают, что все так и задумано Аллахом и в Коране об этом написано. Ранее я общался с другими мусульманами, они доказывали, что эволюции не было и нет и что все это от шайтана, шайтан вводит людей в заблуждение и т. д. Сейчас дочитываю книжку Рублёва и начну читать “Эволюцию” (опять “Капитал” откладываю).

Выписка из книги Рублёва

Как и обещал – выписка из книги Рублёва: «По данным сводки ВЧК на 1–15 июля 1920 г., в Петрограде действовали три анархистские группы численностью 45 человек. Две из них (“чернознаменцы” и “непримиримые”), вероятно, были подпольные, активно распространяя антибольшевистские листовки. Совместно с подпольщиками действовали и сагитированные ими члены РКП(б). (Смирнова В. К. Еще раз о так называемом “крахе” анархизма (Региональный аспект). С. 38)

Известно, что накануне восстания осенью 1920 г. среди матросов находившегося в Кронштадте линкора “Петропавловск” подпольно распространялись анархистские прокламации. Резолюция команды этого линкора, фактически ставшая программой восставших, была сформулирована подпольной группой, лидерами которой были анархисты, служившие на корабле, – старший писарь С. М. Петриченко и гальванер Я. Я. Вейс-Гинтер. Не исключено, что эти люди ранее имели связь с анархистской группой линкора “Петропавловск”, в 1920 г. участвовавшей в конференции анархистов Петрограда и окрестностей. 1 марта, на митинге кронштадтских матросов и рабочих, где резолюция была принята большинством собравшихся, ее огласил матрос с “Петропавловска”, анархист Шустов. Важную роль сыграли анархисты в руководстве восстания. Так, из 15 членов руководившего восстанием Временного революционного комитета Кронштадта 5 были анархистами. Это председатель ВРК С. В. Петриченко, его заместитель телефонист В. П. Яковенко, машинист линкора “Севастополь” Г. Ососов, гальванер с того же судна П. М. Перепёлкин, старшина гальванер с линкора “Севастополь” Патрушев. Шустов был назначен восставшими комендантом тюрьмы. Один из лидеров меньшевиков, Ф. И. Дан (Гурвич), вспоминал впоследствии, что сидевшие с ним в одной камере кронштадтские матросы высказывались с симпатией к анархистским идеям: “Все вы – одна компания! Вот когда вас привели, так небось нас большевики сейчас же сбросили с коек на пол, а для вас – все удобства!” – говорил раздраженно один матрос. Не надо никакой власти, нужен анархизм – таков был вывод большинства из разочарования в рабочем движении и партиях”. Дан подтверждает и анархистские взгляды Перепёлкина, с которым имел возможность беседовать в тюрьме.

Волин вспоминал, что отправленные в Петроград агенты кронштадтцев имели задание переправить через линию фронта анархистов – самого Волина и Ярчука. Петроградские анархисты Беркман, Гольдман, Перкус и Петровский предприняли попытку отговорить большевиков от атаки на Кронштадт и выступили с воззванием, предложив председателю Петросовета Г. Е. Зиновьеву посредничество в мирных переговорах с кронштадтскими повстанцами, сформировать и отправить в Кронштадт комиссию из 5 чел., в том числе – 2 анархистов.

В первые дни восстания петроградские анархисты выпустили листовку “Где власть, там нет свободы”. Ее авторы разоблачали пропагандистский миф о якобы белогвардейском характере восстания в Кронштадте и призывали рабочих присоединяться к восставшим: “Следуйте примеру кронштадтцев <...> Устраивайте рабочие совещания на фабриках и заводах, налаживайте производство. Вступайте в соглашение с крестьянскими союзами для вольного обмена продуктами <...> Кронштадтцы хотят провести свободу слова, печати, собраний для рабочих и крестьян и всех левых групп. Мы, анархисты, говорили всем: да, берите свободу печати, слова, собраний для всех, ибо нам не страшен язык врагов. Не полицейскими мерами, а в открытой борьбе мы добудем свободу. Сила и правда за нами, кронштадтцы зовут вас всех на беспартийную конференцию <...> Идите на беспартийную конференцию, но поймите, надо свергнуть власть. Тогда только вы сможете жить и работать свободно. Да здравствуют кронштадтские повстанцы и революция”. 7 марта на собрании рабочих петроградского завода “Арсенал” была вынесена резолюция о присоединении к Кронштадтскому восстанию. В состав делегации, избранной рабочими для связи с повстанцами, был избран один анархист. В тот же день в ответ на приказ Комитета обороны о начале артиллерийской подготовки к штурму Кронштадта петроградские анархисты выпустили листовки “Свобода не дается, она берется”, в которой призвали трудящихся к вооруженному восстанию против большевистской диктатуры. 7 марта и 14 марта анархисты распространяли прокламации на фабрике “Лаферм”.

В 1921 г. все анархистские организации, за исключением интериндивидуалистов, возглавляемых братьями Гордиными, выступили в поддержку восстания в Кронштадте, распространяя воззвания повстанцев. Анархисты активно распространяли документы кронштадтцев и печатали листовки в их поддержку. Так, по данным Секретного отдела ВЧК, московские анархисты “невыясненным путем получили из Кронштадта резолюции общего собрания команд кораблей”. “Эта резолюция лихорадочно размножалась, распространялась и читалась в рабочих аудиториях, иронизируя по адресу правительственного сообщения о тех же событиях”, – писал начальник СО ВЧК Самсонов-Бабий. Листовки кронштадтцев и анархистов размножались в это время в типографии ВСАУ. Наиболее известные из них: “Где власть – там нет свободы”, “Свобода не дается – она берется”, “Товарищи рабочие, матросы, красноармейцы и крестьяне”, “Братья железнодорожники – призыв поддержки кронштадтцев”. Кроме того, анархисты проводили в различных районах Москвы и в клубах ВСАУ собрания с обсуждением кронштадтских событий, а также направляли своих представителей для того, чтобы вести дискуссии с агитаторами райкомов РКП(б) на митингах.

По свидетельству Самсонова-Бабия, на предприятиях анархистские агитаторы вели разъяснительную работу, доказывая, что “кронштадтские события есть выражение настроений трудящихся масс против Советской власти, каких может быть еще много, а вовсе не мятеж Козловского и компании, как это пытаются объяснить коммунисты”. Для координации действий различных организаций по инициативе анархо-синдикалистов и ВСАУ был создан Анархический совет, выражение анархистами самостоятельной позиции по отношению к кронштадтскому восстанию и стало основной причиной массовых арестов в это время. Фактически Самсонов выражал недовольство тем, что анархисты (даже “советские анархисты” вроде Карелина) не стали марионетками большевиков: “Поскольку ни одна из анархических организаций (за исключением анархо-интериндивидуалистов) не реагировала в приемлемой для нас форме на развертывающиеся события, а, наоборот, сохраняла в строжайшей тайне свое отношение к моменту, I отделению СО ВЧК оставалось заподозрить в этом наихудшее, и операция с обысками и арестами была неизбежна. Арестованы были ряд анархических шептунов, безотносительно к какому течению они примыкают”.

Новая экономическая политика, введенная большевиками как реакция на Кронштадтское восстание, получила самые негативные оценки со стороны анархистов. Так, принятая совещанием ВСАУ “Резолюция о Советах” охарактеризовала НЭП как государственный капитализм. Впрочем, здесь позиция анархистов была не столь однозначна. Так, активисты ВСАУ признавали замену продразверстки продовольственным налогом прогрессивным шагом, в определенной степени соответствующим интересам крестьян. Но они однозначно отвергли необходимость введения свободной торговли, указывая, что это противоречит интересам крестьянства и лишь развитие обмена через кооперацию и профсоюзы является достойной альтернативой НЭПу: “Имя такому методу, который в свободном своем развитии должен заменить обмен организованным обслуживанием потребностей, – свободная кооперация. Поэтому мы всегда боролись против государственной монополии и никогда не являлись сторонниками свободной торговли”. <...>

Наблюдается процесс роста рядов анархистских организаций, несмотря на репрессии. В основном это связано с массовым недовольством политикой “военного коммунизма”, а затем и НЭПа, против которых последовательно выступали анархисты. Так, по данным ДонЧК, на почве “кронштадтских настроений” в феврале-сентябре 1921 г. численность анархистов в Донской обл. выросла в 5 раз. В конце 1920 – середине 1921 гг. в этом регионе действовала 21 анархистская группа. <...>

Во время и после Кронштадтского восстания чекисты приступили к операциям против анархистов в Петрограде и Москве. 2 февраля был издан приказ ВЧК “Об усилении борьбы с контрреволюцией”, предписывавший всем губчека: “1. Изъять в подведомственном вам районе всех анархистов, эсеров и меньшевиков из интеллигенции, особенно служащих в земотделах, продорганах и распределительных учреждениях. 2. Изъять активных эсеров, меньшевиков и анархистов, работающих на заводах и призывающих к забастовкам, выступлениям и демонстрациям».

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Женя, 23 марта 2021 г.

* В материале упомянута организация, деятельность которой запрещена в РФ