В последнее время Смоленск, как считают некоторые, преобразился. В нем появилось столько артов, украшающих некогда пустовавшие стены. К тому же, наличие официальных рисунков часто становится препятствием для граффитчиков-вандалов и упырей-тегеров, разрисовывающих трафаретами "соли-миксы" каждый свободный угол. Так что в этом плохого?
Все дело в контексте. Такого рода украшательства, безусловно, благое дело, но в уже благоустроенных местах. Украшать же портретом известной личности стену, вокруг которой все изгажено вдоль и поперек, да и сами окрестные дома выглядят как ночной кошмар архитектора и урбаниста (уж простите и за это слово, все чаще воспринимаемое как ругательство).
Фестиваль граффити на "Современнике" — это прекрасно, спору нет. Серые стены советского здания теперь привлекают фотографов, туристов и просто радуют глаз. Пока он не опустится чуть ниже — на метровой ширины лужи и ямы в асфальте. Не посмотрит напротив — где заброшенное уже лет 10 полукафе изрисовано и завалено мусором. Пока не наступит вечер, когда свет ни одного фонаря не освещает как следует этот хороший образец уличного искусства.
Такого рода "улучшения" городской среды не несут в себе истинной пользы, пока на них отвлекаются дефицитные ресурсы. Да, нарисовать арт, пусть даже 20×20 м, несоизмеримо дешевле, чем сделать перед этой же стеной новый асфальт и водосток. Но когда чиновники и активисты с радостным благоговением смотрят на очередное творение, мне хочется выть от тоски.
Неужели тот факт, что это яркое пятно пребывает посреди засилья руин и разрухи, вас не задевает? "Да давайте начнем делать хоть что-то, пока на это есть средства"? Нет уж, ребят. При всем моем уважении даже граффити не вечны. Взгляни, например, на воеводу Шеина на Октябрьской революции — там в нескольких местах уже полностью отвалилась краска. В итоге, руинизируясь, уже эти островки красоты лишь дополняют общую удручающую картину. Печально смотреть на просто осыпающуюся стену дома. Но куда больнее бьет по глазам и в сердце осыпающаяся картина....
Князь Потемкин, что появился чуть больше полугода назад на набережной и уже теряет свой лоск... Окститесь, вы, власти, спихивающие на художников ответственность по городской красоте! Даже тысяча деятелей искусства не способны выправить то дерьмо, которое вы плюнули в лицо всем смолянам за 800 млн руб., гордо именуя набережной к 1150-летнему юбилею города!
Вот уж поистине потемкинская деревня скрывается за всеми этими, безусловно, талантливыми работами. Но нужными, к сожалению, лишь когда остальной город хочет и может преображаться. А заплатки красоты среди руин выглядят, увы, как шильдик "бентли" на "запорожце".