В последние дни в соцсетях появляются фото и видео передвижения военной техники в некоторых регионах России. Казалось бы, люди снимают события, очевидцами которых они стали, ничего противозаконного в этом нет. Но порой у ФСБ другое мнение.
Уголовные дела о государственной измене (ст. 275 УК) и шпионаже (ст. 276 УК) часто связаны с периодами военных конфликтов, где так или иначе участвует Россия. Война с Грузией, события в Крыму и на юго-востоке Украины в течение последующих лет стали поводами для уголовных дел в отношении простых граждан, не имеющих доступа к государственной тайне.
Сведения, которые распространяли преследуемые по этим статьям, не являлись секретными.
Например, в 2008 году жительница Сочи Екатерина Харебава отправила СМС своему знакомому в Грузии о передвижении военной техники в сторону границы. Обвинение в шпионаже Харебаве предъявили в 2013 году. Приговор - шесть лет колонии.
В 2008 году жительница Сочи Оксана Севастиди написала сообщение знакомому грузину, сообщив, что видела из окна рейсового автобуса военную технику. В 2015 году Севастиди арестовали по обвинению в государственной измене. Приговор - семь лет колонии.
Можно привести в пример с десяток подобных дел в отношении людей, по факту не имевших умысла на передачу информации во вред государству и не обладавших доступом к секретным сведениям.
Адвокат «Правозащиты Открытки» Олег Елисеев, специализирующийся на делах о государственной измене, рассказал, как фото и видео передвижения военной техники, снятые в публичных местах, могут стать поводом для возбуждения дела: «В соответствии с Законом РФ „О государственной тайне“ к составляющим государственную тайну сведениям может быть отнесена информация о дислокации и наименованиях техники, организационной структуре, вооружении, численности войск, состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и оперативной обстановке. Следственные органы ФСБ на основании заключения экспертизы могут сделать вывод о том, что в сообщении содержатся формально подходящие под эти критерии сведения. Фотографии колонны военной техники с привязкой к местности, сообщение с данными о времени появления военной техники и ее видах в том или ином населенном пункте могут быть отнесены к сведениям о дислокации, вооружении войск.
Если передача этой информации иностранному государству, международной или иностранной организации, их представителям может повлечь за собой ущерб безопасности Российской Федерации, то такие действия могут квалифицировать по ст. 275 УК РФ „Государственная измена“ (если информацию распространил гражданин России), либо ст. 276 УК РФ „Шпионаж“ (иностранный гражданин или лицо без гражданства). Лицо, передавшее информацию, должно иметь умысел на совершение преступления».
Дела о государственной измене и шпионаже — максимально закрытые из-за государственной тайны: часто о них в принципе узнавали после визита членов ОНК в СИЗО, где общественники обнаруживали обвиняемого. По этим статьям материалы засекречены, заседания - закрыты, а адвокаты в обязательном порядке дают подписку о неразглашении государственной тайны.