Мифы о «чистой воде»… Власти Карелии ни во что не ставят озвученное на совете безопасности поручение президента восьмилетней давности «уделить серьезное внимание сохранению водных ресурсов… Ладожского и Онежского озер»? Иначе почему о проблеме критического загрязнения стратегически важных водоемов в правительстве и парламенте вспоминают только после серьезных ЧП и ближе к выборам. 30 марта в заксобрании нам снова будут обещать «чистую воду»?

Гражданам Карелии не легче от того, что живут они не в безводных степях, а в краю «тысячи голубых озер», потому что все меньше наших некогда чистейших водоемов остаются пригодными для питья. Неочищенные канализационные стоки поселков и городов, расположенных на берегах Онежского, Ладожского и других озер-рек, превратились в реальную опасность для экологии человека, став дурнопахнущей историей, с которой власть никак не может справиться. В последнее время добавилась еще одна беда — это многочисленные форелевые хозяйства, из-за которых водоемы превращаются в гниющие болота, как следствие – участились протесты граждан, живущих рядом с рыбными фермами…

Наш паблик неоднократно возвращался к теме «чистой воды». Она неисчерпаема, как озера и реки Карелии…

Все по закону жанра! Накануне сентябрьской избирательной компании гражданам вновь стали обещать «чистую воду». На этот раз главное действующее лицо – кандидат от партии власти в Госдуму. Не будем указывать пальцем на конкретного человека, потому что и так все ясно…

В карельских СМИ стали появляться будоражащие внимание граждан публикации, в которых исподволь избирателю внушают: скоро, очень скоро забота конкретных лиц даст результат — из кранов польется чистая вода, и мы будем пить ее, не опасаясь за свое здоровье, как это делают наши соседи в Финляндии.

«240 миллионов кубометров сточных вод ежегодно сбрасываются в водоемы Карелии. Из них 60% недостаточно очищены, а 20% стоков попадают в реки и озера вовсе без очистки. В Медвежьегорске, Кварцитном, Пиндушах сточные воды сбрасываются в Онего напрямую, из Повенца и Пудожа они попадают в озеро через реки Повенчанка и Водла. На Ладожском озере в очистных сооружениях остро нуждаются восемь населенных пунктов. Даже в Сортавале часть сточных вод сбрасывается в Ладожское озеро без предварительной очистки. Такие данные озвучивали в ноябре 2018 года на круглом столе в парламенте Карелии. С тех пор ситуация не изменилась, – говорится в пропагандистской статье, где автор вновь уповает на некие будущие усилия власти и, в частности, спикера Заксобрания Карелии врача по профессии Элиссана Шандаловича, который, к слову, был модератором на упоминаемом круглом столе (только он состоялся не в 2018, а в 2017 году, и тут соврамши). - В правительстве республики понимают, что сегодня требуется как глобальная реконструкция канализационных очистных сооружений, осуществляющих сброс сточных вод в Онежское и Ладожское озера, так и строительство новых КОСов. Для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры муниципалитетам были выделены субсидии из республиканского бюджета на разработку проектной документации. Так, в рамках нацпроекта "Экология" планируют построить водопроводные и канализационные очистные сооружения в Медвежьегорске, Кеми, Пудоже, Сегеже, Суоярви, Беломорске. Реконструкция ждет объекты в Повенце, Беломорске, Калевале, Пяозерском, Шуе».

В правительстве и ЗС «понимают, обсуждают, планируют, пишут письма…». Так и хочется сказать словами Маяковского: «Я планов наших люблю громадье, размаха шаги саженьи…» Но дальше-то что? Годы идут, дерьмо течет (а это 80% стоков!), власть обещает… 30 марта, вероятно, в рамках предвыборного пиара в законодательном собрании по новому кругу под председательством Шандаловича будут обсуждать тему, как «добиваться внесения изменений в федеральное законодательство, которые помогут сохранить и защитить уникальные экосистемы Ладожского и Онежского озер».

Послушаем мнение экоактивистки из Медвежьегорска Валентины Евсеевой, которая не один десяток лет вместе с другими гражданами добивается, чтобы в краю озер воду из крана можно было пить безбоязненно. Не без иронии она рассуждает о происходящем:

«На прошлой неделе в личку пришла ссылка на информацию со страницы во „ВКонтакте“ Законодательного собрания РК с припиской „ржунемогу“. Заинтриговало. Оказывается, 23 марта председатель ЗС Шандалович принимал граждан в приемной Единой России, к нему обратилась жительница Олонца с вопросом „по поводу необходимости строительства канализационных очистных сооружений в Олонце и деревне Рыпушкалицы“. Просительнице пояснили, что „модернизация объектов водоснабжения и водоотведения решается поэтапно и остается на контроле законодательного собрания“. Более того, разработаны даже некие рекомендации по созданию „дорожной карты“ развития систем водоснабжения и водоотведения. Вместо дела - рекомендации? Смеюсь вслух.

Что касается крылатого заверения „Вопрос на контроле“, так это тоже из серии „ржунемогу“. И вот почему. В Медвежьегорске отсутствуют канализационный очистные сооружения, в смысле, совсем. Хозфекальные канализационные стоки просто закачиваются в Онежское озеро на расстоянии 150–200 метров от берега, при этом в озеро сливается, вдумаемся, около 1,5 миллиона кубометров в год. Водозабор осуществляется также из озера, на расстоянии всего лишь около 1,5 километра от места сброса канализационных стоков.

В 2016 году в Медвежьегорске вспыхнула эпидемия кишечных инфекций, в том числе дизентерии: более 200 заболевших, карантин в детсадах/школах, было принято беспрецедентное решение - хлорирования водопроводной воды, в 10 раз превышающие нормы. Терпению жителей наступил предел: всего за неделю под обращением к президенту В. Путину с просьбой защитить Онежское озеро гражданские активисты собрали 2650 подписей. 9 ноября 2016 года в Законодательном собрании РК прошло народное „вече“ - проблему эпидемии и отравления озера обсудили депутаты ЗС, чиновники правительства, руководители районной администрации. Участники заседания поддержали предложение председателя ЗС Шандаловича внести в республиканский бюджет 2017 года дополнительные расходы в сумме 30 миллионов рублей - на разработку проекта КОС в Медвежьегорске.

Казалось бы, лед тронулся. Деньги на проектирование КОС в республиканский бюджет были заложены и даже перечислены в местный бюджет, но - не на проект, а на другой объект (не без поддержки того же Шандаловича). Прошел 2017 год, объявленный президентом Путиным «Годом экологии», прошли-пролетели еще три года, Карелия с помпой отпраздновала 100-летие республики. И что же имеем на сегодняшний день в сухом остатке? Ровным счетом ничего: проект КОС так и не появился. Потому-то ответ Шандаловича на вопрос о строительство КОС (теперь уже в Олонце) о том, что „модернизация объектов водоснабжения и водоотведения решается поэтапно и остается на контроле законодательного собрания“, вызывает естественную реакцию - „ржунемогу“.

Не могу представить, что найдется такой сумасшедший, который будет сливать помои в собственный колодец, а потом набирать из него воду для самовара. Но разве не это происходит в Медгоре? Онежское озеро, второе по величине озеро Европы, „колодец“ со стратегическими, по сути, запасами пресной воды, которая по праву является одним из главных природных ресурсов XXI века, безжалостно заражается десятки лет.

В 2013 году на заседании Совета безопасности РФ президент В. Путин заявил, что надо уделить серьезное внимание сохранению водных ресурсов Байкала и Ладожского и Онежского озер. „Этим вопросом нужно заняться предметно как на федеральном, так и на региональном уровне“, - сказал президент. Какие верные слова. И что на деле? Онежское озеро - федеральная, заметим, собственность, переданная в пользование субъектам РФ. Стало быть, ответственность за сохранение госимущества, в данном случае Онежского озера, несет, прежде всего, федеральная власть. Субъект, в данном случае Карелия, проявляет халатность по охране озера, а федеральная власть онемела и оглохла? Понятно, что без „пинка“ сверху на местах мало что делается. Разве что видимость инициативы создается, как в случае с КОС в Медгоре: „вопрос на контроле“ и проблемы водоотведения, уверяют нас, решается поэтапно.

…У меня прямой вопрос главе Карелии А. Парфенчикову и председателю ЗС РК Э. Шандаловичу по строительству канализационных очистных сооружений в Медвежьегорске: прошу указать конкретную дату ввода в эксплуатацию КОС в Медвежьегорске, не ссылаясь на „этапы“, рекомендации по созданию „дорожной карты“ и, главное, без заверения, что „вопрос на контроле“».

P. S. Наш паблик присоединяется к вопросу Валентины Евсеевой с одним дополнением: укажите конкретные даты строительства КОС в Кеми, Пудоже, Сегеже, Суоярви, Беломорске и реконструкции водоочистных объектов в Повенце, Беломорске, Калевале, Пяозерском, Шуе… И кто даст гарантию, что эти сроки не будут сорваны?

Оригинал