В последние месяцы в общественном дискурсе все чаще возникает тема молодежи. Взрослые дяди и тети с серьезными лицами рассуждают о том, что же этим молодым надо для полного счастья, а от чего лучше бы предостеречь до определенного возраста (какого – не говорится). Интересный момент – никто из «знатоков» не пытается выслушать мнения самих молодых, узнать, чего хотят, как видят свое место в обществе. В конце прошлого года в Иванове заговорили о сельскохозяйственной академии: закрылась ветклиника, уволилась часть преподавателей и ректор.
В редакции СМИ и к телеграммерам пошли интересанты с разными версиями и документами, одна за другой выходили негативные публикации, и стало ясно, что в сельскохозяйственном королевстве что-то не так. И как-то в информационном шуме позабылось, что ИГСХА – это не предприятие, не частный или государственный бизнес, а образовательное учреждение, в котором учится молодежь, ставшая предметом горячего обсуждения федеральных и местных спикеров. А дяди и тети, которые сегодня обвиняют друг друга во всех грехах и пишут жалобы в правоохранительные органы, увлеченно доказывая права на имущество и помещения, должны учить студентов, а не бизнесом заниматься и не посты делить.
Когда позвонил студент сельхозакадемии и предложил рассказать о том, что там происходит, я подумал, что это «засланный казачок», который произнесет заученную речь в пользу бывшего или нынешнего ректора и попросит, чтобы одних сурово наказали, а другим дали спокойно работать. Но нет. Пришли двое ребят и пожаловались, что им, членам избранного студенческого совета, не дают реализовать положенные права: заниматься волонтерством, пропагандировать вуз и сельскохозяйственную отрасль.
О политике и об Алексее Навальном, от которого власти хотят оградить молодежь, не говорили, и разговор порадовал – ребята местами наивные еще, но чистые и честные. И смелые, ведь после этой публикации жизнь их точно не станет легче. По очереди о проблемах вуза рассказали Иван и Даниил, фамилий которых называть не буду – кому надо, поймут о ком речь.
- Иван, что происходит в сельхозакадемии после того, как вы подписали письмо в поддержку уволившегося ректора?
- Идет давление нового руководства на студенческое самоуправление и студенческий совет. Студенческое самоуправление должно отчитываться непосредственно перед ректором, но новое руководство ставит над нами человека, который будет не только курировать нашу работу, но которому студенческий совет должен подчиняться. Чего быть не может, согласно ФЗ 273 «Об образовании» и прочим нормативным актам.
- Почему вы просили губернатора Воскресенского помочь восстановить предыдущего ректора?
- Он видел значимость студенческого самоуправления, учитывал слова студентов, давал право выбора и право слова, а не ставил между собой и нами других должностных лиц. Поддерживал наши проекты. Нынешнее руководство закапывает студенческое самоуправление, студентам не дает самовыражаться. Человек, которого над нами поставили, она магистрант второго курса и по совместительству работает культорганизатором.
По закону студенческое самоуправление курируется помощником ректора по воспитательной работе, а отчитываться мы должны перед ректором. А нам ставят руководителя из числа студентов, которая по совместительству сотрудник академии. Мы в совет выбраны студентами, а ее над нами назначили. Руководство считает, что мы просто так занимаем выборные должности, что просто так создано студенческое объединение, которое для них не имеет никакой значимости. Видим, что новое руководство против того, чтобы создавались студенческие советы факультетов, говорит: «Зачем плодить таких же, как вы». С уходом предыдущего ректора студенческий совет обучающихся подвергся прессингу.
- Прессинг связан с подписанием письма?
- Да, изменения методов работы со студенческим советом начались после того, как пришло ответное письмо из министерства сельского хозяйства.
- Вы писали губернатору, а ответ пришел из министерства сельского хозяйства?
- Губернатор переадресовал письмо в министерство. После того как вы опубликовали статью с письмом, меня вызвала декан ветеринарного факультета Крючкова Елена Николаевна и спрашивала, зачем мы там подписались. Обвинила в том, что из-за этого письма не вернется в академию профессор Турков Владимир Георгиевич, возглавлявший клинику «Ветасс». Но в письме лишь выражалось мнение студентов по поводу ухода ректора, вопрос о Туркове не затрагивался.
- Ты не боишься репрессий? Пришел, говоришь, что новый руководитель ведет себя неправильно со студенческим сообществом. Тебе после этого дадут нормально окончить вуз?
- Думаю, что дадут. Но не факт.
- Для меня, как и для многих, сельхозакадемия – terra incognita, слышал только, что падает прием, плохо с распределением... Куда идут выпускники академии работать – в сельское хозяйство или в ветеринарные клиники?
- Каждый студент ищет работу самостоятельно. Этот вопрос мы бы хотели решить посредством мероприятия, о котором расскажет Даниил, если вы не против.
Даниил: В прошлом году мы собирались подавать два проекта на грантовую поддержку в Росмолодежь, идею одного принес в академию я – по профориентации студентов. Хотели провести фестиваль для абитуриентов и студентов, потому что работа по профориентации не ведется. Отучились, диплом получили — и в свободное плавание. Кто идет работать в сельское хозяйство, кто продавцом в «Пятерочку».
Хотели написать проект, провести PR-кампанию, в том числе о том, что академия есть, – многие не знают, что в регионе существует аграрный вуз. Рассказать о значимости аграрных профессий, что собой представляет аграрная индустрия.
- Вы это делали совместно с администрацией?
- Да. Нам сказали, что возможна грантовая поддержка и можно было бы подать заявку. А идея уже шла от нас. В прошлом году проект реализовать не получилось из-за пандемии. В этом году вернулись к разговору, продолжаем работу над проектом, формируем заявку на грант. Рассчитываем, что об академии услышат, расскажем о значимости профессий, в том числе о ветеринарии. Мы привлекли в проект современные агропромышленные комплексы, ветеринарные клиники. Хотим показать будущим студентам, что профессии, которые получают в вузе, становятся престижными и высокооплачиваемыми, создаются рабочие места. Конечно, в нашем вузе есть ряд проблем, некоторые дисциплины преподаются в реалиях многолетней давности, а не на современном уровне. Но мы видим, что изменения происходят, обучение профессиям начинает соответствовать современным требованиям.
- А практику как проходите?
- По принципу «если сам нашел, то прошел». Есть предприятия, с которыми у академии действуют договоры, но большинство студентов практики находят самостоятельно.
- В конце прошлого года был большой скандал, связанный с закрытием ветклиники при академии. Люди, которые и оттуда ушли, и потом из академии, говорили, что именно в этой клинике студенты проходят практику.
- Маловероятно. Ряд преподавателей, которые там были, они и образовательную-то деятельность как таковую не вели. Провести три пары за 40 минут… Во время, когда должны были идти наши занятия, те преподаватели вели прием животных в клинике, а мы сидели и читали устаревшие методички.
- То есть студенты не работали в той клинике?
- Единицы, может быть. Еще одна тема – волонтерский отряд, который мы создали в 2019 году, положение о волонтерском отряде подписано юристом и разработчиком, утверждено руководством, но не утверждено ученым советом. И, ссылаясь на это, действующее руководство «закопало» волонтерскую деятельность, о ней забыли.
Иван: Мы долго думали, прежде чем идти к вам, выносить ли «мусор из избы». Решились после заседания ученого совета, на котором я рассказал о реализации вышеуказанных проектов, попросил о поддержке со стороны руководства. Но получил шквал критики и унизительные высказывания в свой адрес со стороны проректора по научной работе и исполняющего обязанности ректора. После такого опускаются руки, пропадает желание работать над проектами, которые считаем очень важными для развития ИГСХА.