Недавно попалась заметка о кашалотах. Ученые выяснили, что кашалоты постепенно распознавали приемы китобоев и обучали членов своих стад приемам противодействия. Например, плыли против ветра, что позволяло уходить от китобойных парусных судов. Миллионы лет жили себе кашалоты, и им было глубоко плевать на движение масс воздуха, но... появился человек, и кашалот вынужден был вычислить, что опасность уменьшается, если уходить от нападающего против ветра. Офигеть. Меня никогда не перестанет удивлять быстротечность изменений мира, наблюдаемого нами. Еще одна капля в кувшин моей любимой темы – природа, соприкасаясь с человеком, эволюционирует.

Самый яркий пример направленной эволюции – синдром одомашнивания, описанный еще Дарвином. Синдром подтверждается практикой животноводства XIX – XX веков и включает изменение цвета шерсти, появление пятнистой окраски уменьшение зубов, изменение пропорций лицевого отдела черепа (более короткая морда), уменьшение общей длины тела, изменение формы ушей и хвоста, более долгое сохранение черт поведения, свойственных молодым особям и другие черты. Во времена Дарвина не было генетики и исследований мозга, сейчас они есть. Правда, на заморском языке. Краткий смысл на русском: от повышения уровня комфорта снижается уровень стресса, и если ситуация продолжается в течение поколений, клетки нервного гребня начинают изменять гормональный фон организма. Кстати, этот гребень возникает в ходе развития зародыша, как «шов» нервной трубки – основы будущих головного и спинного мозга. И потому его клетки отвечают за хренову тучу всего в организме, включая некоторые гормоны, цвет кожи, рост скелета и т. д. В общем, очень важная штука в нашем теле. Прикольно, что самые масштабные исследования на тему одомашнивания проводились в Советском Союзе ученым Дмитрием Беляевым (его труды упоминаются в статье). Беляев исследовал этот феномен на лисах, но... предлагал проводить направленный отбор среди обезьян. Жалко, что на лисах остановились. Тем не менее фактов постоянного «одомашнивания» видов накопилась масса, думаю, ученые им просто не успевают уделять время на их широкомасштабные исследования.

Вы знали, что существует орнитология населенных пунктов, а голубь, вообще-то, считается, что ранее был скальной птицей? У меня два раза жил вороненок (до обучения летать и жить в дикой природе). Эта птица проверяет, хорошо ли она спрятала украденное! Если спрятанный предмет виден – ворона его перепрятывает или маскирует. Вороны любят играть, исследовать, обучатся, а социум городских ворон имеет сложную структуру и закрепленные социальные роли. Об уме ворон и дельфинов известно много – они, наряду с приматами, решают иногда сложнейшие задачи... Но городские собаки, например, научились распознавать номера маршрутов общественного транспорта, используя его для передвижения в «точки кормежки», а городской «подвальный» комар стал мельче и реагирует на взмах руки, в отличие от медленного и ленивого лесного собрата, чьим окончанием жизни является шлепок ладони. Но сдается мне, что одомашнивание, как следствие «тяги к комфорту», сыграло с человечеством злую шутку: природа все еще эволюционирует и умнеет, когда человечество уже стремительно глупеет и инфантилизируется. А все дело в маленьком участке мозга – нервном гребне, который без стресса становится вялым.

Оригинал