Первое погружение в тему школьного питания в городе Сегеже произошло у члена Общественной палаты Карелии Геннадия Мазова в середине декабря прошлого года. Тогда, побывав в нескольких городских школьных столовых, посмотрев, как организовано здесь бесплатное горячее питание учащихся младших классов, Мазов пребывал в полном недоумении, о чем я тогда написал (пост прикреплен ниже). Меня тоже, к слову, поразило, что сегежская фирма, являющаяся оператором школьного питания, закупает часть продуктов для школьных столовых, те же молочные продукты, не в Карелии, что представляется логичным, а почему-то в далеком от Карелии Краснодарском крае, везя пастеризованное молоко из города Славянска-на-Кубани в школьные столовые Сегежи.

По этому поводу возникла довольно бурная дискуссия у меня на странице во «ВКонтакте», поучаствовали в которой и представители компании, а также, как мне показалось, их сторонники, скрывающиеся под никами и доказывавшие целесообразность существующих торговых закупок. Отчет о поездке Мазова в Сегежу я опубликовал в середине декабря, а с января-февраля предпринимательница И. Гасанова, прежде больше склонная к краснодарским продуктам, стала менять логистику закупок. Не стану настаивать на том, что это именно Общественная палата Карелии повлияла на изменение предпочтений коммерческого предприятия, но точно, что мы с Мазовым чего-то чувствительного коснулись и предприниматели, кормящие детей в школах, предпочли не дразнить прокуратуру. Источники закупок изменились. В школах появилась молочная продукция, производимая в Карелии.

Когда на этот раз Г. Мазов проехался по школьным столовым (в середине марта 2021 г.), то услышал от педагогов, что оператор школьного питания сотрудничает с петрозаводским молочным предприятием и в школах очень довольны такими переменами. Нас тоже это радует. Не зря члены Общественной палаты Карелии будоражат общественное мнение. Есть результат.

Однако есть и масса других проблем, которые в силу объективных причин невозможно быстро решить. Ну, например, в сегежской школе №4 помещение столовой находится на третьем этаже. Для большинства школьников нет проблем попасть в столовую. Но так как в школе учится девочка с ограниченными физическими возможностями (она колясочница), то ей добраться в школьную столовую без посторонней помощи невозможно (см. фото). Ее в прямом смысле слова заносят на руках на третий этаж, до столовой. Хотя в школе вроде бы и лифт имеется. Но никто не помнит его в рабочем состоянии. Одна из педагогов, отвечая на вопрос Мазова, когда лифт сломался, подумав, произнесла: да уж лет 10 не работает. И страдают от этого, к слову, еще и те, кто связан с доставкой продуктов в школьную столовую. Абсолютно все продукты приходится на руках таскать на третий этаж.

Школа не имеет средств самостоятельно решить эту проблему. Имею в виду новое здание построить под столовую. Нужны деньги. С этим вопросом администрация образовательной организации обращалась к главе республики Артуру Парфенчикову, когда тот в прошлом году посещал школу. Губернатор согласился, что нужно делать пристройку к школе и в ней разместить пищеблок, и даже пообещал деньги найти под этот проект. Но с тех пор ничего не изменилось, никто больше к этой теме не возвращался.

В школе выкручиваются как могут, в том числе подстраиваясь под постоянно растущие строгости (предписания) Роспотребнадзора. Администрация вынуждена латать тришкин кафтан. Скажем, чтобы увеличить число помещений для школьной столовой, отрезали часть помещения от актового зала. И по той же причине - нет полноценной кухни в школе - приходится готовить блюда для школьников методом доготовки. Кому непонятно, объясню: это когда обеды готовятся из полуфабрикатов. Их разогреют и подают школьникам «горячие блюда».

В Сегежской школе №6 ситуация лучше. Столовая здесь находится на первом этаже. Это уже плюс. Потом в нынешнем учебном году реконструирован был пищеблок, отремонтирован обеденный зал и входная зона. Как рассказали Мазову, ремонт обошелся в 4 млн руб. Ему в школьной столовой все понравилось, за исключением разве что мебели. Здесь почему-то остановились на варианте скамеек, а не стульев, что создает неудобства. Толкотня становится неизбежной, когда подвижный и энергичный школьный люд борется за скамеечное пространство. Не потому что его мало, а потому что сам процесс рассаживания превращается в веселую борьбу. Хотя это субъективное мнение Г. Мазова, он на своей правоте не настаивает. Но поскольку во многих уже школьных столовых побывал за прошедшие полгода, то лично он отдает предпочтение индивидуальной рассадке, где каждый ученик на своем стуле сидит.

В школе №6 Г. Мазов впервые столкнулся и с тем (и это его порадовало), что за обеды в столовой можно рассчитываться банковской карточкой. И обед в школьной столовой ему понравился, и цена его тоже (до 100 руб.).

Не во всех четырех сегежских школах Геннадий Мазов успел побывать на этот раз. Потому отметил в своем блокноте, что надо будет заглянуть еще в школы №5 и 7.

Поехали дальше.

Оригинал