Нас опять обидели. В рейтинге туристической привлекательности российских регионов Архангельская область попала в нижнюю группу «малозаметных». К слову, самую большую, однако от этого не легче.

Еще обиднее, что данный рейтинг создан на основе анализа отзывов туристов, здесь побывавших, положительные впечатления составили жалких 8%. То есть говорят не мертвые числа, а живые люди.

Цифры, кстати, тоже вещь лукавая, как справедливо отметили наши коллеги. Например, такая: за 2019 год в гостиницах Архангельской области остановилось 264 тыс. туристов.

Откуда взяли, что это были именно туристы?! Турист – это тот, кто приехал в регион за собственные деньги с целью полюбоваться на местные красоты. В гостиницах же останавливаются и командировочные, и приглашенные на различные мероприятия, и родственники, которые приехали в гости, но не хотят стеснять хозяев (тренд нашего времени). Есть и такая форма, как снять номер на несколько часов… сами понимаете зачем.

Да, в заполняемой постояльцем анкете есть пункт «цель визита». Но вряд ли составители рейтинга внимательно исследовали все 200 с лишним тыс. анкет, просто сделали запрос в архангельский ТИЦ. Мы еще в советские времена писали в анкетах «алкоголизм» или «сбор разведданных»… ни разу в КГБ не вызвали. Так что минусуйте… даже не знаю на сколько.

Только я не согласен с теми же коллегами, что удручающее положение дел является свидетельством низкой эффективности работы соответствующих ведомств и тем более местных турагентств.

Потому что так было ВСЕГДА.

В школе (советской) куда нас только не возили на каникулы – в Тбилиси, в Одессу, Прибалтику. Архангельск вообще не звучал, хотя, казалось бы, совсем рядом родина Ломоносова, на которого нужно всем равняться всем детям.

Михайло Васильевич и сейчас остается великой фигурой в мировой науке. Но народ тянется в Ломоносово разве что на крупные юбилеи. Потому что нет инфраструктуры приема… от слова «совсем». Почему не создать? Не видят перспективы, бизнесмены от туризма давно все подсчитали.

Говорят, нет раскрутки. А она нужна? Это дополнительные вложения, которые не вернутся.

Туризм имеет две формы реализации – имиджевую и финансовую.

С первой все более-менее, издаются красочные буклеты и роскошные подарочные издания. Последние так приятно листать, уютно устроившись в кресле под абажуром торшера в своей московской квартире. А вот потрать на поездку сюда сумму, сопоставимую с недельным туром на турецкий пляж, — тут, как говорится, извините. Проигрываем и по климату, и по уровню сервиса.

При мне губернатор Ефремов сетовал, что мир не знает о красотах и вкусностях его любимого Поморья, для чего снарядил целую правительственную делегацию в Швейцарию. И что, много после этого вы встречали жителей этой конфедерации на улицах Архангельска?

Здесь же элементарно нечего смотреть.

Отсутствует точка притяжения многих российских городов – кремль, в Великий Новгород едут только ради него. На осмотр Гостиных дворов уйдет пара часов, не больше, дальше куда? Ах да, есть Малые Корелы. Куда каждый год возят приезжих участников кинофестиваля Arctic Open… потому что больше некуда.

Впервые я попал в Архангельск в 1993 году со съемочной группой телепрограммы «Туристский журнал». Съемки самого города заняли полтора часа (с учетом переездов и подъема на крышу высотки у мэрии), принимавшая сторона («Архангельск-тур») только разводила руками и извинялась. Следующий день был посвящен как раз Малым Корелам… на экране они выглядели черно-белыми, конец февраля. Приехать еще раз летом? Увольте, для этого сезона есть много других прекрасных мест.

Если вы увидели в Архангельске значительную группу организованных туристов (а именно на них строится серьезный бизнес), значит, в город зашел океанский лайнер по пути в Арктику, такое случается два-три раза в сезон. День тут им за глаза. По статистике основную массу арктических туристов составляют китайцы. Но в городе так и не появилось ни одной точки аутентичной китайской кухни, эти люди хорошо чувствуют перспективу, зная, что их соотечественники в любой точке мира выбирают знакомые блюда.

На Соловки надежды мало, если новый аэропорт действительно сможет обслуживать самолеты не только малой авиации, то и вообще никакой (водой добираться проще и ближе через Карелию). В этом они безнадежно проигрывают близким по концепции Валааму (ночь на комфортабельном теплоходе из Питера), и Кижи (полтора часа на «Метеоре» из Петрозаводска). Это помимо бесконечных препирательств по увеличению турпотока с экологами и представителями православной церкви.

Кенозерье – прекрасное по красоте место. Но, прямо скажем, не уникальное, для особых любителей природы вкупе с равнодушным отношением к комфорту проживания. Туда любят приезжать столичные фотографы. Опять из категории «имиджевых», но не массовых.

То же касается и Голубина с его пещерами. Много лет его обслуживанием занимается одна небольшая фирма. Были бы перспективы роста турпотока, будьте уверены, конкуренты не замедлили бы появиться.

На предыдущего губернатора Орлова периодически нападал туристический зуд. Так, еще на первом своем сроке он пытался раскручивать деревню Норинскую, где отбывал ссылку тунеядец Бродский, позже ставший назло советскому правосудию лауреатом Нобелевской премии по литературе. Глава региона даже показательно сажал там картошку в надежде прикоснуться… вдруг тем же самым в 60-е занимался опальный поэт.

И что? Даже на 75-летний юбилей народу собралось столько, что событие напоминало узкую окололитературную тусовку, а потом вообще заглохло. Все-таки Норинская – это не Пушкинские горы, в станицу Вешенская к Шолохову народу в разы больше едет, там теплее и инфраструктура более подготовленная. А Бродского вообще лучше поминать в Венеции.

Второй орловской идеей была раскрутка производственного туризма, технократ долго с ней носился. Ставка делалась на северодвинский ВПК, куда и командировочному попасть проблематично из-за спецрежима, и на не менее секретный космодром. Экскурсии на ЦБК, по-моему, даже не рассматривались за малой перспективностью, секретное всегда дороже. Разговоров, шума, амбициозных планов было много… все заглохло само собой. Орлов оказался слишком простым туристом даже по местным меркам....

Губернатор Цыбульский на этот счет пока не делал громких заявлений.

В Архангельской области есть несколько ежегодных мероприятий, которые входят в ТОП-200 самых заметных культурных событий России: Соловецкая регата, «Европейская весна», фестиваль уличных театров и уже упоминавшийся Arctic open. Престижно, слов нет. Что же касается экономики… приглашенных участников, чьи расходы берет на себя принимающая сторона, значительно больше просто зрителей, приехавших из других регионов потратить собственные деньги.

И о доступности туробъектов для всех категорий. Несколько лет назад автор статьи обратился в местный ТИЦ подобрать ему место отдыха на территории региона, где у него как у инвалида-колясочника не будет проблем. Таковых не оказалось от слова «совсем», даже санатории не готовы. А это уже удар по имиджу.

Московские (и не только) друзья часто сетуют: «Эх, жил бы ты, Черток, в Нью-Йорке, Хайфе или Монреале, мы бы у тебя раз 10 в гостях побывали». Я не обижаюсь… Архангельск намного дальше.

P. S. Пока писался этот материал, Александр Цыбульский выступил с программным заявлением об изменении концепции развития внутреннего туризма. Особое внимание уделено проведению в регионе минимум четырех крупных мероприятий, которые напрямую будут ассоциироваться с Архангельской областью. То есть работа на имидж, что входит в губернаторские обязанности. Ну а деньги будут считать бизнесмены…

Оригинал