Весь эфир мы шутили и смеялись, а большинству зрителей было не до смеха. В XXI веке в России, провалившееся в поганый совок, государство признает иностранными агентами людей, говорящих нежелательную для властей правду.
Этих людей вынуждают самих вешать на себя вериги юридических лиц, отчитываться о покупке корма для домашних животных, перед каждой репликой, даже в социальных сетях, писать КАПСОМ маразматическую формулировку из 24 слов, смысл которых не помещается в нормальное человеческое сознание, проводить аудиты самих себя; предупреждать друзей, знакомых, по существу всех и каждого, что упоминание статьи журналиста, признанного иностранным агентом, нигде не может быть сделано без упоминания этой токсичной метки. Так людей лишают чувства полноценности и пытаются лишить самоуважения.
Облеченные украденной властью гоблины, все корни которых погрязли в криминале, а дома и дети навсегда заграницей, остервенело набросились на беззащитных по сути людей, выбравших своей профессией журналистику и профессионально говорящих обществу правду.
Позорное для государства словосочетание иностранный агент – прямой синоним врага народа. Список врагов народа растет, а власти уже планируют список членов семей иностранных агентов – все строго по матрице большевистских репрессий против всех инакомыслящих. И – основа всех репрессий – доносы, доносы, доносы.
Когда закончится этот морок? Что нужно сделать для его разрушения? Это вопрос не к журналистам, конечно, а ко всему обществу.
Разговор с Денисом Камалягиным* и Людмилой Савицкой* получился неспокойным, но светлым и даже радостным. У них получается остаться людьми в нечеловеческих обстоятельствах.