Проторчала полдня в подземном городе Деринкую (построен в II–I тысячелетии до н. э) и пребываю в охренении. В 1963 году житель Каппадокии делал дома ремонт, разобрал стену и наткнулся на проход. Протиснулся и обнаружил подземелье с сетью туннелей. Комнаты для скота, виноделия, погреба, вентиляционные шахты, даже церковь! Ладно, церковь, пекарни, школы, столовые и даже кладбище на восьми (!) этажах откопали уже позже.
Достигая глубины около 60 м, в древние времена город мог приютить до 20 тыс. человек вместе с продовольствием и домашним скотом (бедный скот, конечно, ему бы травку щипать, а его засунули под землю). Некоторые считают, что он гораздо больше и глубже, просто не все еще обнаружили.
Местами проходы такие узкие и темные, что забираться страшно. Город спроектирован так, что чужак в нем точно заблудится и помрет. И несмотря на то, что туристам доступна лишь освещенная часть со стрелочками, ссыкотно потеряться все равно.
Сильнее всего впечатлили глубокие, как будто бездонные, вентиляционные шахты. Туда заглядываешь, и тошнит от ужаса. Как они это все вырыли, господи, рученьками?
Мягкий вулканический туф — идеальная порода для строительства подземных городов, и все же это невообразимый труд. И мозг. Потому что спроектировать здоровый город под землей со сложной системой вентиляции и водоснабжения, в котором отлично дышится, сухо, хорошо и безопасно (хоть вообще не выходи на землю), нереально для такого раннего исторического периода.
В общем, Каппадокия — это чума. И раз уж снег завалил почти все, кроме подземных городов и храмов в скалах, придется возвращаться, чтобы все досмотреть.
З. Ы. Если вдруг вы не знаете, как провести отпуск, отчаянно рекомендую вот это вот все (если, конечно, любите развалины и подземелья так же, как люблю их я). Сейчас, пока не сезон, все сильно дешевле, чем обычно (на музеи, правда, скидок нет, но это того стоит).