В гражданских войнах расклад противостоящих сил неочевиден, а линия фронта размыта. Примерно такая же картина наблюдается и в холодной гражданской войне. На одной стороне государство со своими ресурсами, с казенной обслугой, с конституцией, с правами граждан, от которых государство демонстративно воротит нос. В нужный момент государственная пропаганда подает сигналы: «Делай как я!» Значительная часть подданных так и делает, полагая, что «там же не дураки сидят». А на другой стороне недобрая треть граждан - они сомневаются.
Под государственным крылом, разумеется, спокойнее. Оно подкинет вам тщательно прожеванную и политую сиропом рекламу, где под оберткой спрятана подленькая поправка к Конституции. А когда знающие люди объяснят вам, какую гадость вы проглотили, государство даст команду: «Ветерана обидели!» И понеслось!
«6 июня 2020 года от имени областной ветеранской организации мы назвали „берлинского пациента“ „моральным уродцем“ за его отношение к героям Великой Отечественной! Как же мы были правы! Но, к сожалению, оказалось, что такие есть и рядом с нами! Не трогайте наших доблестных ветеранов — победителей фашизма своими грязными, зараженными вирусом беспамятства и безумия ручищами!»
Эта тирада обращена и ко мне. В пропаганде важны сильные выражения, пусть даже бессмысленные. Забудьте про коррупцию, про воровство, про неприличную для госчиновников роскошь, про изуродованную конституцию, про попранные законы. Ветерана обидели, а вы нам голову ерундой морочите!
Я живу долго и детство провел в среде, где каждый мужчина старше меня лет на 20 был фронтовиком. По торжественным дням они надевали награды: у большинства один-два ордена, две-три боевые медали. С годами на военные мундиры посыпались юбилейные медали, памятные значки. Сами фронтовики называли их насыпухой, но надевали – не хотели выглядеть «беднее» остальных. И среди этого самоварного золота терялась тусклая медаль «За отвагу».
Когда умер мой отец, военкомат потребовал вернуть им боевые ордена «Красной звезды». И матери пришлось с ними расстаться, иначе пенсию за отца не начисляли. Боевые медали и многочисленная юбилейная «насыпуха» их не интересовали…
Да что там говорить: лицемерное государство порождает лицемерных подданных. И слава богу, что есть недобрая треть граждан, которые понимают это.
Когда кончатся ветераны Второй мировой войны, в дело пойдут увешанные наградами ветераны государственной службы, участники боев в Донбассе, а заодно и скромные ветераны-отравители. А участников войн в Афганистане, в Анголе и так далее пока не беспокоят - ждут отмашки сверху.