Российский социально-экологический союз (РСоЭС) за 2020 год зафиксировал 169 эпизодов давления на 450 экоактивистов в 26 регионах России. Один активист погиб, 15 получили травмы различной степени тяжести или их имущество было повреждено, в отношении экоактивистов возбуждено 14 уголовных дел, составлено 264 административных протокола. Общая сумма индивидуальных штрафов составила более полумиллиона рублей. Основные эпизоды связаны с добычей природных ресурсов, проблемами обращения с отходами, вредными производствами и строительными проектами.

Регионами-лидерами по числу эпизодов давления на защитников природы стали Москва (48 эпизодов), Башкортостан (20), Архангельская область (18), Московская область (11), а также Кемеровская область (9) и Республика Татарстан (9).

Регионы давления (по числу эпизодов давления): 

Москва — 48;

Башкортостан — 20;

Архангельская обл. — 18;

Московская обл. — 11;

Кемеровская обл. — 9;

Татарстан и Удмуртия — по 8;

Вологодская обл. — 6;

Челябинская обл. — 5;

Волгоградская обл. — 4;

Республика Бурятия, Кировская обл., Краснодарский край, Курганская обл., Псковская обл., Приморский край — по 3;

Иркутская обл., Ленинградская обл., Нижегородская обл., Республика Карелия, Республика Чувашия, Санкт-Петербург, Свердловская обл. — по 2;

Ростовская обл., Республика Хакасия — по 1.

Наиболее горячими точками экологических конфликтов стали строительство полигона отходов на станции Шиес в Архангельской области (20 эпизодов), попытка разработки шихана Куштау в Башкортостане (17), защита сквера на улице Ивана Франко в Кунцеве в Москве (14), строительный проект «Фестиваль Парк-2» в Москве (11) и строительство участка Юго-Восточной хорды в Москве (8). 

Горячие экологические точки (по числу эпизодов давления): 

Строительство полигона отходов на ст. Шиес (Архангельская обл.) — 20;

Разработка месторождения соды на шихане Куштау (Башкортостан) — 17;

Вырубка сквера Ивана Франко (Кунцево, Москва) — 14;

Строительство ЖК «Фестиваль Парк-2» (Москва) — 11;

Строительство Юго-Восточной хорды (Москва) — 8;

Строительство МСЗ в д. Осиново (Татарстан) — 7;

Застройка сквера на Ярославской улице (Вологда) — 7;

Угольный разрез Черемза (Кемерово) — 6;

Химзавод в Камбарке (Удмуртия) — 4.

Основные эпизоды давления на экоактивистов связаны с добычей природных ресурсов, проблемами в сфере обращения с отходами, вредными производствами и строительными проектами. 

В частности, давление было связано со строительством мусорных полигонов на станции Шиес Архангельской области, в Поварове, в Солнечногорске и Воскресенске Московской области и возле хутора Весёлого Ростовской области, строительством мусоросжигательных заводов в поселке Осиново в Татарстане и деревне Тимохово Московской области. 

Добыча сырья часто связана с уничтожением ценных природных и историко-культурных территорий, а также вызывает ухудшение экологической ситуации в местах такой добычи. Примерами служат конфликты вокруг разработки шихана Куштау для добычи соды в Башкортостане, строительства Томинского ГОК в Челябинской области, добычи урана в Курганской области, а также угледобычи и транспортировки угля в нескольких районах Кемеровской области. 

Строительные проекты чаще всего связаны с вырубкой лесов, зеленых зон, а также отдельных зеленых насаждений. Так, точками напряжения стали протесты, связанные со строительством в сквере на улице Фестивальной в Москве ЖК «Фестиваль Парк 2», в районе Раменки в Москве со строительством ЖК «Легаси», в районе парка на улице Ивана Франко в районе Кунцево с целью реконструкции северного дублера Кутузовского проспекта, в Вологде для строительства детского сада на месте сквера на Ярославской улице.

Значительное число эпизодов давления было связано со строительством участка Юго-Восточной хорды через могильник с радиоактивными отходами Московского завода полиметаллов, а также с планами строительства завода по переработке высокотоксичных отходов в Камбарке, Удмуртия.

Смерть / летальные случаи

Случай давления со смертельным исходом произошел 26 августа в Вологде. Активист Сергей Пахолков, выступавший против уничтожения сквера на Ярославской улице, скончался в отделении полиции после задержания. По этому факту было возбуждено уголовное дело, но ни жене активиста, ни адвокату не давали ознакомиться с материалами дела. 

Ущерб здоровью и имуществу 

В Вологде, 7 августа около 15 неизвестных людей разбили стекла, оставили вмятины и перевернули стоящую около защищаемого сквера машину экоактивистки, а 29 сентября две защитницы этого же сквера получили травмы в результате применения силы рабочими.

Еще один автомобиль активистов был поврежден 13 июля в Москве: неизвестные испортили дежурный фургон «Оборона склона» противников строительства участка Юго-Восточной хорды. Ночью у автомобиля прокололи все четыре колеса, оторвали кардан и залили что-то в бак, в результате чего фургон перестал заводиться.

В Челябинской области во время съемки Томинского ГОК на активиста движения «Стоп ГОК» Александра Копьева напали двое неизвестных с ножами. Копьев смог отбиться и серьезно не пострадал, но оказались проколоты шины автомобиля экоактивиста.

Во Всеволожске Ленинградской области полицейские сломали руку защитнику парка на Песчанке.

Уголовное преследование

В Челябинске продолжается уголовное преследование активистов движения «Стоп ГОК»: Василия Московца судят за подстрекательство к хулиганству по предварительному сговору (ч. 4 ст. 33 и ч. 2 ст. 213 УК РФ) и умышленное уничтожение имущества из хулиганских побуждений (ч. 2 ст. 167 УК РФ), а Гамиля Асатуллина — за хулиганство, совершенное группой лиц (ч. 2 ст. 213 УК РФ) и покушение на умышленное уничтожение имущества (ч. 2 ст. 167 УК РФ). В декабре судебные заседания фактически перешли в закрытый режим. 

В отношении еще одного противника строительства Томинского ГОК — юриста Владимира Казанцева — прокуратура Челябинской области утвердила обвинительное заключение по уголовному делу о мошенничестве (ч. 3 ст. 159 УК РФ, ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ), 17 ноября мера пресечения была изменена с домашнего ареста на подписку о невыезде.

В Архангельской области вынесены решения по уголовному делу в отношении активистов Шиеса, длящемуся с весны 2019 года. Суд приговорил к одному году условно Андрея Старковского и Дениса Дробинина по статьям об угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 119 УК РФ) и самоуправстве (ч. 2 ст. 330 УК РФ). Каждый из них также должен выплатить по 20 тыс. руб. компенсации экскаваторщику Алексею Козлову, разгромившему вагончик экоактивистов. Двое защитников лагеря протеста — Вячеслав Григорьянц и Валерий Дзюба — оправданы. 2 сентября 2020 года Архангельский областной суд оставил это решение без изменения. 

У Андрея Боровикова, еще одного защитника Шиеса, 29 сентября прошел обыск с изъятием оргтехники. Поводом послужило возбужденное в его отношении весной 2020 г. уголовное дело якобы о распространении порнографии — размещении клипа группы Rammstein на личной странице в сети «ВКонтакте».

В Екатеринбурге получил развитие судебный процесс по уголовному делу в отношении защитника сквера у Драмтеатра Максима Шибанова, обвиняемого по статье «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» (ст. 112 УК РФ) за то, что он ударил спровоцировавшего его журналиста Максима Румянцева. 9 июля суд назначил Румянцеву повторную медицинскую экспертизу. Другой защитник сквера находится под стражей по обвинению в призывах к массовым беспорядкам и участии в них.

В Кургане продолжается давление на экоактивистов, выступающих против добычи урана дочерним предприятием «Росатома» — компанией «Далур». Возбуждено уголовное дело об уклонении от прохождения военной службы в отношении Алексея Шварца. В отношении другой «антиурановой» активистки Любови Кудряшовой в Центральном областном военном суде Екатеринбурга продолжается рассмотрение уголовного дела о якобы публичном оправдании терроризма.

В Москве противник строительства участка Юго-Восточной хорды Александр Колотов находится в статусе свидетеля по уголовному делу о порче датчика радиации ФГУП «РАДОН» (ч. 1 ст. 167 УК РФ); противницу строительства логистического центра в Чувашии Лилию Говорову обвиняют в применении насилия к представителю власти (ст. 318 УК РФ); борца с работой автомойки в Краснодарском крае Сергея Пинягина — в умышленном причинении вреда здоровью средней тяжести дворнику, напавшему на жену активиста (ст. 112 УК РФ), а противника строительства МСЗ в Казани Александра Давыдова — в «заведомо ложном доносе» (ч. 1 ст. 306 УК РФ). 

Давление на НКО

Продолжается давление на некоммерческие организации. Московский городской суд 3 марта отклонил апелляцию Центра содействия коренным малочисленным народам Севера на действия Минюста России (уведомление об отказе в регистрации изменений в учредительных документах), приведшие к ликвидации организации в ноябре 2019 года. В отношении организации «Гражданская инициатива против экологической преступности»* городской суд Горячего Ключа 15 мая подтвердил 300-тысячный штраф за нарушение закона об иностранных агентах (ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ). Общественная организация «Башкорт», выступавшая в защиту шихана Куштау в Башкортостане, 22 мая была признана экстремистской. В Калининграде продолжается уголовное преследование директора «Экозащиты!»* Александры Королёвой по статье о злостном неисполнении решения суда (ч. 2 ст. 315 УК РФ). В Краснодаре был задержан сопредседатель РСоЭС и координатор «Экологической вахты по Северному Кавказу» Андрей Рудомаха по уголовному делу о «нежелательной организации», к которой Рудомаха не имеет отношения, но после допроса отпущен в статусе свидетеля. Также прошли обыски в офисе «ЭкоВахты» и в квартирах активистов организации.

Административное преследование

Самыми значимыми эпизодами административного давления стали: задержание 63-х противников строительства участка Юго-Восточной хорды в Москве в марте, задержание в Башкортостане от 70 до 90 человек в лагере защитников шихана Куштау в августе, разгон лагеря экоактивистов в поселке Черемза Кемеровской области против строительства углепогрузочной станции и возбуждение 19 административных дел в августе.

В апреле, мае и июне распространенным способом давления стало составление протоколов за нарушение режима самоизоляции (ст. 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ) — с 1 апреля они практически полностью заменили собой протоколы о нарушении порядка проведения массовых мероприятий (ст. 20.2 КоАП РФ) и сопротивлении требованиям сотрудников полиции (ст. 19.3 КоАП РФ).

Остаются нерасследованными

До сих пор не найдены преступники и не расследовано надлежащим образом жесточайшее нападение в 2016 году на противопожарных активистов в лагере «Экологической вахты по Северному Кавказу» и российского отделения Гринписа, производство по уголовным делам прекращено. Схожая ситуация сложилась относительно нападения на группу активистов «Экологической вахты по Северному Кавказу» и ее руководителя Андрея Рудомаху в декабре 2017 года. 

Заключение

Нерешенные экологические проблемы ведут к возникновению социально-экологических конфликтов. Социально-экологические конфликты — нерешенные или решенные без участия местного населения и экологических организаций, только нарастают, усугубляются, что ведет к давлению на экологических активистов, а в дальнейшем — к политизации протестов.

Наиболее ярким примером политизации локального экологического конфликта является ситуация вокруг полигона около станции Шиес в Архангельской области, приведшая к смене губернаторов в Архангельской области и соседней Республике Коми.

Пример другого конфликта, имеющего в своей основе экологическую проблему, — ситуация вокруг шихана Куштау в Башкортостане, приведшая к изъятию акций Башкирской содовой компании в пользу Росимущества. Этот пример показывает наличие не только политических, но и экономических рисков. 

Совет по правам человека ООН в марте 2019 года принял резолюцию о признании вклада защитников экологических прав человека в осуществление прав человека, охрану окружающей среды и устойчивое развитие. РСоЭС подчеркивает, что российское государство обязано уважать, соблюдать и защищать права человека, включая экологические права.

Рекомендации 

РСоЭС ведет мониторинг давления на экологов с 2012 года и требует прекратить давление на защитников окружающей среды, а также обеспечить условия для их эффективной работы. 

Для этого необходимо:

  • Прекратить преследование экологических активистов и НКО.

  • Расследовать все случаи нападений на экоактивистов и их преследований. 

  • Расследовать все экологические правонарушения, с которыми связаны случаи преследования активистов. 

  • Скорректировать нормативно-правовую базу для обеспечения эффективной защиты экологических прав. 

  • Для предотвращения конфликтных ситуаций должен быть обеспечен:

    • свободный доступ к экологической информации, 

    • широкое общественное участие в обсуждении экологически значимых вопросов и принятии экологически значимых решений, 

    • реальный учет мнения местных жителей. 

Оригинал

* выполняет функцию иностранного агента. Мы ставим эту пометку по требованию Минюста и Роскомнадзора. Мы не согласны с законами, обязывающими делать эту маркировку.