Накануне незаконной акции много было информации о том, что организаторы протеста активно зовут на несанкционированные митинги подростков. По крайней мере именно на эту возрастную категорию направлены были многочисленные видеоролики в социальных сетях (площадкой для мобилизации на этот раз стала сеть TikTok). Предварительный анализ, осуществленный правоохранительными органами по стране, свидетельствует, что детей и подростков было на несанкционированных протестных акциях не более 5% от числа участников.
По данным МВД Карелии, в Петрозаводске в уличной акции в поддержку Навального приняли участие 135 человек, из них задержаны 23 человека и в том числе один несовершеннолетний. Судя по многочисленным фотоотчетам с митинга, на площади Кирова в Петрозаводске собралось раза в два больше, чем сообщает МВД РК. Но, видимо, не более 300 горожан.
По профессиональной надобности принимавший участие в акции уполномоченный по защите прав ребенка в Карелии Геннадий Сараев все три часа, сколько длился митинг, провел на площади Кирова, постаравшись как можно с большим числом подростков поговорить и готовый принять участие в судьбе любого задержанного подростка, случись такое. По его оценке, он насчитал среди участников акции не более трех десятков подростков в возрасте до 18 лет (именно детей на митинге не было). Одного 17-летнего человека задержала полиция, и Сараев, не вмешиваясь в ситуацию, лишний раз напомнил сотрудникам правоохранительных органов, что надо будет сразу сообщить родителям несовершеннолетнего о его задержании, чтобы законные представители подростка пришли за ним в полицию.
Еще один 17-летний человек, привлекший своим поведением внимание к себе со стороны Росгвардии, был задержан, но его родители точно были в курсе, где находится несовершеннолетний сын, поскольку отец юноши также был среди участников незаконного митинга на площади Кирова.
Из общения с подростками (14–16 лет) детский омбудсмен сделал вывод, что его юные собеседники пришли на площадь Кирова ради интереса, увидев информацию о митинге в социальных сетях. Одним словом, любопытство привело их на митинг, а наибольшее удовольствие доставила беготня от полицейских, которые, подходя к несовершеннолетним, пытались задавать им какие-то вопросы, а подростки бросались врассыпную. Эти «политические салочки» приводили в восторг запыхавшихся пацанов.
По мнению уполномоченного по правам ребенка в Карелии Г. Сараева, подростки воспринимали все происходящее на площади как некий квест, игру с неизвестным исходом и щекочущую нервы. Самой большой опасностью в произошедшем Сараев видит в том, что взрослые люди – и даже родители — формируют опасные модели поведения у детей, втягивая их в незаконные действия, таким образом убеждая их в возможности противозаконного поведения. За это организаторов несанкционированных акций надо наказывать, убежден Г. Сараев. Он считал бы правильным, чтобы суды, наказывая организаторов несанкционированных акций типа той, что прошла в Петрозаводске 23 января, накладывали бы запреты на организаторов, запрещая им впредь какое-то время участвовать в публичных мероприятиях. А если б те нарушали решения судов, то запускались бы механизмы более строгого наказания по отношению к ним.
Организаторы незаконных митингов должны знать, что вовлечение в них детей и подростков подталкивает последних к противоправным действиям, фактически у несовершеннолетних формируются преступные установки, модель поведения, призывающая их нарушать нормы закона. Именно за втягивание подростков в незаконную деятельность, то есть преступную по сути, и надо наказывать организаторов несанкционированных митингов, что усугубляет их вину, когда они созывают граждан на неразрешенные уличные акции.
Геннадий Сараев, оценивая служебные действия сотрудников МВД РК, заявил, что свою работу те выполняли корректно и к ним нет никаких претензий. Он тому свидетель.