Рекомендации круглого стола «Проблемы правоприменения статьи 19.3 КоАП РФ и права человека»

Диспозиция статьи 19.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за «неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей».

Данная норма наряду с законными основаниями зачастую применяется и по основаниям, законность которых вызывает сомнение, либо ее применение является явно незаконным, в том числе для:

- принуждения граждан выполнить незаконные требования сотрудника полиции;
- создания видимости наличия законных оснований для применения физической силы в отношении гражданина;
- сокрытия следов телесных повреждений.

Следует отметить, что после обращения к начальнику ГУ МД по г. Москве нарушения со стороны сотрудников полиции УВД на метрополитене в части признания правонарушением, предусмотренным статьей 19.3 КоАП РФ, просьб граждан пояснить причины проверки у них документов прекратились. Негативную роль при применении статьи 19.3 КоАП РФ сыграло решение Верховного суда РФ, которое предусматривает, что гражданин вначале выполняет требование сотрудника полиции, а затем в случае его незаконности его обжалует.

Участники круглого стола рекомендуют:

1. Терорганам МВД России:
- проводить систематическую работу с личным составом полиции на предмет понимания ими содержания и смысла термина «законности предъявляемых требований и распоряжений» в отношении граждан, обучать личный состав предъявлять требования доброжелательно, убедительно, спокойно;
- исходить из того, что статья 19.3 КоАП РФ применяется в нормативном единстве со статьями 5 и 8 ФЗ № 3 «О полиции», разъясняя гражданам законность своих действий;
- требовать от сотрудников полиции фотофиксации неповиновения законного распоряжения или требования сотрудника полиции;
- исходить из того, что законное требование к гражданину должно предъявляться индивидуально, а не через средство громкоговорящей связи.

2. Не рассматривать в качестве невыполнения законных требований сотрудника полиции:
- отказ гражданина прекратить видеофиксацию действий полицейских;
- требование гражданина объяснить ему причины проверки документов и предъявить документы после пояснения законных причин проверки документов;

3. Федеральному законодателю:
- внести в диспозицию статьи 19.3 КоАП РФ слова «если указанные сотрудники действуют в рамках своих полномочий»;
- предусмотреть по статье 19.3 КоАП РФ обязательное участие защитника;
- дополнить статью 19.3 КоАП РФ примечанием следующего содержания: «Законными являются такие требования сотрудника полиции, которые основаны на Федеральном законе „О полиции“, высказаны в понятой и корректной форме в рамках обязанностей, исполняемых сотрудником полиции».

4. Гражданам при общении с полицейскими не допускать провоцирующего поведения, разговора на повышенных тонах, переноса на данного конкретного полицейского негативной информации о действиях каких-либо других сотрудников полиции, демонстрации своей неуязвимости, бравирования своими связями и возможностями, исходить из того, что полиция выполняет важную и ответственную работу.

5. Верховному суду РФ:
- разъяснить нижестоящим судам и мировым судьям, что приобщение материалов видео- и фотофиксации правонарушения по статье 19.3 КоАП РФ является обязательным; неприобщение данных материалов должно рассматриваться как нарушение со стороны судов.

6. Службе содействия доступности правосудия Комитета за гражданские права провести мониторинг правоприменения статьи 19.3 КоАП РФ судами.

Оригинал