Новость о строительстве нового целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК) в Сегежском районе Карелии, появившаяся в региональных и федеральных СМИ в последние дни, взбудоражила республику и особенно жителей Сегежи. Они жалуются на недостаток информации и беспокоятся о последствиях для окружающей среды и качества жизни горожан, многие из которых недовольны соседством с уже существующим ЦБК.
Министр экономического развития Карелии О. Ермолаев в интервью подтверждает: «Это будет город Сегежа однозначно: новый ЦБК будет либо пристраиваться к уже действующему Сегежскому ЦБК, либо он будет расположен рядом». Глава Карелии А.Парфенчиков публично выступил в поддержку проекта.
При этом в проекте «Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года», вторая версия которого с пометкой «срочно» поступила в Заксобрание Карелии 23 декабря, о строительстве такого грандиозного объекта нет ни слова.
В разделе «Целлюлозно-бумажная промышленность» данного документа сказано лишь о создании «целлюлозно-бумажных производств в Сибири и на Дальнем Востоке». «Достижению целей Стратегии будет способствовать формирование лесопромышленных кластеров на базе новых ЦБК… Кластеры первой очереди (до 2025 года) начнут формироваться в Красноярском крае, Вологодской области и Хабаровском крае. Во вторую очередь (2025-2030 годы) войдут кластеры в Томской области, Свердловской области, ХМАО-Югре. Кластеры также будут формироваться на базе имеющихся ЦБК, в том числе в Иркутской области и Архангелской области, которые планируют расширить объемы производства в период до 2025 года».
А в разделе стратегических задач по Северо-Западному федеральному округу сказано лишь о том, что «в Вологодской области возможно создание нового целлюлозно-бумажного кластера на базе целлюлозно-бумажного комбината мощностью 1 млн. тонн. В Карелии, Архангельской области возможно строительство новых мощностей по производству пиломатериалов, фанеры, плит, пеллет». Всё!
Вчера на заседании Комитета по экологии и природным ресурса в ЗС РК на мой вопрос о том, что означает такое несоответствие, согласован ли проект на федеральном уровне (за подготовку Стратегии отвечает вице-премьер В. Абрамченко и отраслевые министерства), ведь ЦБК это не песочница во дворе, о которой могут договориться соседи по дому – четкого и внятного ответа от зам. министра по природным ресурсам и экологии РК С.Э. Шарлаева получить не удалось.
Кто стремиться пробить дно в качестве управления в данном случае?! Федеральные власти, которые не слушают и не слышат регионы, первую версию проекта Стратегии развития лесного комплекса летом прошедшего года подготовили безобразно плохо (об этом в июле вышла моя статья «Бревно в глазу. Почему Россия может остаться без лесов и что с этим делать»» в «Новой газете») и вторую не лучше, или Правительство Карелии считает, что ЦБК от песочницы не отличается?
Это похоже на уже полную потерю управляемости в стране.