«Собака – друг человека». Эту фразу мы слышим с детства. С давних времен эти верные животные сопровождают нас, охраняют и дарят нам свое тепло. Но собака может быть не только другом, но и настоящим терапевтом. Метод реабилитации со специально обученной собакой называют «канис-терапией». Каниест-ерапевт омского детского хосписа «Дом Радужного Детства» Наталия рассказывает о том, как канис-терапия может помочь детям с тяжелыми заболеваниями, как проходит обучение специалистов и почему не каждая собака может стать терапевтом.

Паллиативная служба «Радуги» #Паллиатив_на_выезде_точка_омск работает при поддержке Фонда Президентских грантов.

Грамотный профессионал может с первого взгляда оценить состояние тяжелобольного ребенка. Как правило, у каждого диагноза есть типичные его проявления. При этом сторонний наблюдатель даже и не увидит в рядовых манипуляциях терапевта путь к кладезю ценной информации. Есть случаи, когда такие манипуляции и вовсе вызывают улыбку недоумения. Например, канистерапия. Особый вид терапии с участием специально обученных собак. Узнав о таком необычном способе лечения, люди затем находятся в полной уверенности, что любое взаимодействие с псом обладает чудодейственным эффектом. Это, конечно, не так.

Прежде всего, канистерапия — это стратегия и заведомо просчитанные шаги. Первое занятие в омском хосписе канистерапией — это занятие с родителями. Следует выяснить, насколько они готовы сотрудничать. Насколько готовы двигаться вперед и заниматься. В то же время необходимо определить уровень тревоги у мамы с папой. И даст ли эта тревога справиться с теми задачами, которые ставит канистерапевт. «Первое, на что эксперт должен обратить внимание — рассказывает Наталия Чайка, канистерапевт «Дома Радужного Детства», — это моторный функционал ребенка и мышечный функционал. Прискорбно, конечно, что очень часто дети до того, как попасть в этот хоспис, не проходили никакого лечения совершенно».

Также Наталия отмечает, что важно знать ожидания мамы и понимать, насколько они согласуются с реальными возможностями, которыми располагаем мы и которыми располагает ребенок. «Нужно понимать, что человек, маленький человек, должен пройти все этапы развития: сначала учимся держать голову, потом присаживаться, потом ползать, потом вставать. И только после всего — ходить. Если что-то из этого упущено — терапевту нужно это восстановить. Иначе в будущем пробел аукнется обязательно». Первое занятие не предполагает работу с собакой. Первое занятие — это наблюдение за реакцией ребенка и родителей. Следует дать маме и папе возможность выговориться. Это даст понять, кто готов уже с первого дня включиться в работу, а кому потребуется как минимум несколько дней.

«А кого-то придется две недели окучивать. И только после этого времени мы придем хоть к каким-то результатам. Потому что взаимосвязь мама-ребенок — это очень мощная взаимосвязь. Маме нужно объяснить, что она и ребенок — это два разных человека. Два отдельных тела, два отдельных организма. И у двух этих организмов есть свои потребности. В первую очередь, потребность в самостоятельности». Здесь на помощь приходят психологи хосписа.

Одно из упражнений с собакой — расчесывание. Во-первых, так ребенок тренирует навык захвата всей ладонью. При этом работают суставы руки. Во-вторых, это бытовой навык. В-третьих, эстетический. Ребенок должен понимать, что в этом мире есть красивые вещи. Собаке нужно быть красивой. А для этого ее следует расчесать. Затем же дети переключаются с собаки на себя и расчесывают свои волосы. Большинство из ныне пребывающих в хосписе детей не расчесываются сами. Они попросту не понимают, для чего это делать. Ведь есть, которая, если нужно, всегда расчешет. Множество бытовых проблем родители решают за ребенка, так как им кажется, что ребенок не справится сам. И он действительно не справляется, потому что мама с папой не выполнили свою функцию — не научили…

Другое упражнение с собакой — кольца. «С их помощью мы формируем правильный захват. А это в свою очередь способствует развитию речевых навыков. Потому что за мелкую моторику и речь отвечают одни и те же области мозга, — рассказывает Наталия Чайка. — Еще важно, как ребенок надевает кольца на собаку. Это дает понять, чувствует ли себя ребенок, свое положение в пространстве. При помощи собаки мы можем заставить работать кровоток у ребенка. Собака — это универсальный массажер. Прислонили мы собаку к животу. Мы чувствуем собаку — это приятно. Мы чувствуем тепло и движение от дыхания. И у нас начинает работать кишечник. Хорошо сходили в туалет. И об этом незазорно говорить. Потому что у тяжелобольных детей часто есть проблемы с испражнением. А это — боли, дискомфорт, нарушенный сон. Проблема очень серьезная». Таким образом, канистерапия — это целый комплекс мероприятий по сбору информации и лечению. Но в то же время это не панацея. Лишь в купе с массажем, адаптивной физкультурой и бассейном можно добиться существенных результатов в улучшении состояния тяжелобольного ребенка.

В «Доме Радужного Детства» ребенок с мамой находится три недели. Каждый день расписан по часам. За это время специалисты хосписа делают все, чтобы избавить своих маленьких подопечных от боли и страха. Что немаловажно, терапию проходит и мама. Наравне с ребенком — массаж, бассейн, психолог. Ведь за годы неотлучных дежурств у постели своего драгоценного чада мамы буквально забывают о собственном существовании. Не следят за здоровьем и пренебрегают своими чувствами.

Мы же, команда «Дома Радужного Детства», стремимся влить новые силы в семью. Развеять мрак вокруг и тоску. Мы хотим показать, что мир — это НЕ серое скопление безысходности. А красочное поле для всего нового и приятного.

Автор: Александр Заборских

«Дом Радужного Детства» — это проект благотворительного центра помощи детям «Радуга». Деньги на создание хосписа собирали всем миром. А сейчас собираем всем миром средства на его бесперебойное функционирование.

 Если вы хотите помочь «Дому Радужного Детства» и его маленьким подопечным, а также их мамам, достаточно отправить СМС на номер 3434 со словом РАДУГА и суммой  пример РАДУГА 300.