В Пензе продолжается скандал со скандальным видео у Вечного огня с двумя 15-летними девочками – одна грела у Вечного огня ноги, вторая – то место, откуда ноги растут. На эту тему не высказался только ленивый, и слова «патриотизм», «историческая память», «бессмертный подвиг» не сходят с уст тех, кому следовало бы помалкивать. Поскольку им следовало бы лучше вспомнить бессмертное из Салтыкова-Щедрина: «Раз заговорили о патриотизме – точно, проворовались!»
Мне же в этой связи вспоминается история с бывшим Министром РФ, уроженцем Пензенской области Игорем Родионовым, которого на родной земле вспоминать не любят от слова совсем.
Да, человек был неоднозначный. Правые не могут ему простить Тбилиси 1989 г., левые – службу Ельцину (хотя служил он не Ельцину). Но за что его не любят в областном правительстве – не понимаю. Отношение такое, словно земля пензенская уродила как минимум десяток министров обороны. Да нет – Родионов единственный. 1 декабря было 84 года с дня его рождения, сегодня, 19 декабря – 6 лет со дня его смерти.
И так было всегда. Вот моя статья пятилетней давности. Есть гора переписки на эту тему с областным правительством. Ничего не меняется. И на этом фоне стоит ли удивляться бездумному поступку этих бездумных девах у вечного огня? Чиновники не помнят Министра обороны, который умер всего шесть лет назад, и не хотят помнить, хоть кол им на голове теши. Как чего-то можно требовать от девчонок?
Два министра: «клубничка» и сталь
26.12.2015
В Пензе в последнее время идет какой-то патриотический бум, а точнее – патриотический угар по пиару и пропаганде наших великих земляков. При этом зачастую к землякам причисляются люди, имеющие к Сурскому краю весьма косвенное отношение. Но это еще полбеды. Гораздо хуже, когда «великими» становятся люди, имевшие в свое время весьма сомнительную репутацию. Но им посвящают книги, им открывают памятники. В то время как многие истинные герои земли пензенской остаются в тени, а то и в забвении. И это притом, что различным патриотическим организациям, числа которых в Пензе и не счесть, выделяются значительные средства из бюджета в виде грантовой поддержки.
Министр дел постельных
Прошедшей осенью в регионе достаточно помпезно отметили 100-летие со дня смерти Министра внутренних дел российской империи в 1905–1906 гг. Петра Николаевича Дурново (1845–1915 гг.). На могиле Дурново в селе Трескино Колышлейского района торжественно открыли мемориальный комплекс, местные историки к этому событию написали книгу, а в областной официальной газете «Пензенская правда» (№62 от 20.10.2015 г.) вышла двухполосная статья с громким и интригующем названием «Дворянское гнездо «русского Нострадамуса».
При этом Дурново даже не был уроженцем Пензенской губернии. Не был он и «русским Нострадамусом», но об этом чуть ниже.
Ничего, в общем-то, не имея против того, чтобы царскому министру к 100-летию со дня смерти открыли памятник, посвятили книгу и статью в газете, хотел бы все же выступить против того, что данному событию придали несколько «клубничный» оттенок. И даже не оттенок, а акцент.
Как следует из статьи, благочестивым человеком Дурново не был. Цитирую:
В 1893 году Дурново стал участником «сексуального скандала».
К тому времени Петр Николаевич уже девять лет занимал пост директора Департамента полиции, в его подчинении находился «черный кабинет», контролировавший переписку граждан. И надо же такому случиться: спецы перехватили откровенные письма некой питерской дамы любовнику – бразильскому послу в России. Доложили об этом шефу, не ведая о том, что дама одновременно была любовницей и самого Дурново.
В приступе ревности тот явился к изменнице, отхлестал ее по щекам и швырнул в лицо письма. И выскочил из квартиры, забыв забрать улики.
А после провел обыск в доме бразильца — нет ли других посланий. Тот сообщил о возмутительном факте императору Александру ІІІ: «… что ж это у вас за нравы в стране — шеф полиции читает чужие письма, избивает любовницу, обшаривает квартиры иностранных дипломатов…» После скандала Дурново вынужден был выйти в отставку.
На тот момент будущему министру было 48 лет, а любовнице, как утверждают некоторые источники, всего 18.
Что ж, история, в общем-то, довольно типичная и даже банальная – спецслужбы всего мира любили заглянуть в частную переписку. Вопрос в другом: заглянуть любили все, но далеко не все на этом попадались. И далеко не все использовали такие возможности в личных целях. Поэтому не стоило бы лепить из Дурново такого уж крутого профессионала сыска.
Данный сюжет, отмечу, газетой почти целиком списан из «Википедии». Но далее идет оригинальный текст от официоза «Пензенская правда»:
Страсти на природе
Жители Трескино рассказывают о небывалой «любвеобильности» барина. Приезжая в село, он жил отдельно от семьи (жены и двоих детей) в двухэтажном доме неподалеку от барской усадьбы, чтобы беспрепятственно встречаться с молодыми пассиями.
Тут невольно задаешься вопросом: может быть, большая часть нынешних жителей Трескино – потомки Дурново?
– Нет-нет, что вы! – машет рукой Нина Алексеевна Грачева. – Мой дед Григорий Дормедонтович служил у барина садовником и много рассказывал про его «шалости». Говорил, что тот вступал в отношения только с иностранными гувернантками. А когда они «пузатили», отправлял их во Францию.
Такая вот «пропаганда» семейных ценностей в областной газете, достаточно щедро финансируемой из областного бюджета. И которая любит поразглагольствовать о нравственности, демографических проблемах, распущенности молодежи, большом количестве разводов и вреде прочих излишеств всяких нехороших. Но тут, как говорится, неплохо было бы либо крест снять, либо штаны надеть.
Однако ладно, проехали. А теперь собственно о том, был ли Дурново «русским Нострадамусом» и откуда вообще растут уши у этой легенды.
В феврале 1914 г. Дурново подал российскому императору Николаю II записку, в которой как считается, предостерег императора от войны с Германией и предсказал будущее России в случае такой войны: смуту и революцию. Записка вроде бы оказалась весьма пророческой, и посему, по версии газеты, Дурново имеет право претендовать на лавры «русского Нострадамуса» – не больше и не меньше.
Записка якобы затерялась в царских бумагах (обнаружена была уже после предсказанной в ней революции), и неизвестно даже, прочитал ли ее Николай. Соответственно, делается вывод: а вот если бы прочитал, да если бы внял совету…
Однако в то время таких «пророков» и противников войны с Германией и без Дурново было предостаточно. Самый известный из них – Григорий Распутин. Он, правда, аналитических «записок» не писал, зато имел возможность непосредственно дуть государю в уши. Особого успеха это не имело, и тут, в первую очередь, надо иметь в виду то, что Россия была связана союзническим договором с Францией, и в войну вступить была обязана – пиши тут записки, не пиши…
Да что там многоопытные и близкие ко двору Дурново и Распутин! В том же феврале 1914 г. 21-летний Владимир Маяковский начал работу над поэмой «Облако в штанах», в которой будут такие, не менее пророческие слова: «В терновом венце революции грядет шестнадцатый год!»
Так что хватало там «нострадамусов», хватало – и слева, и справа!
К тому же в записке Дурново ничего не было сказано о собственно механизме начала революции. А он был такой, что царя предало его ближайшее окружение, включая родственников. Но и царь, в свою очередь, свое окружение предал. Причем легко предал. «Отрекся, как командование эскадроном сдал!» – в сердцах воскликнул один из офицеров охраны. Вот – точнее и не скажешь. И если бы Дурново предсказал именно такой сценарий, то, возможно, он и имел бы право называться Нострадамусом. А так, извините – «ходок», и не более.
И Министр обороны
О покойных не принято говорить плохо. И если кому хочется считать Дурново Нострадамусом, пусть считает. Я бы и не говорил, но это как раз дает повод вспомнить о другом нашем земляке, и земляке реальном – Игоре Родионове.
Здесь все четко: Игорь Николаевич Родионов — российский государственный и военный деятель, министр обороны (1996–1997), генерал армии.
Родился 1 декабря 1936 г. в селе Куракино Сердобского района, военное образование он получил в Орловском танковом училище. В КПСС с 1956 г. После окончания училища направлен в Группу советских войск в Германии, командовал танковой ротой. По окончании с золотой медалью Военной академии бронетанковых войск (1970) Родионов был назначен заместителем командира полка, с 1974 г. заместитель командира дивизии, с 1975 г. командир дивизии. В 1978 г. принят в Военную академию Генерального штаба, которую окончил с отличием. Командовал 28-м армейским корпусом Центральной группы войск в Чехословакии, 5-й общевойсковой армией ДВ0, 40-й армией в Афганистане (1985–1986). После возвращения из Афганистана – заместитель командующего войсками МВО, командующий войсками Закавказского военного округа. В апреле 1989 г. взял на себя всю ответственность за разгон митинга грузинских сепаратистов в Тбилиси – по сути, первой репетиции цветной революции. В результате был фактически предан своим Главнокомандующим – гр. Горбачевым М.С., опозорен и отстранен от должности. В дальнейшем занимал пост начальника Военной академии Генерального штаба, а 17 июля 1996 г. был назначен министром обороны Российской Федерации. 11 декабря 1996 г. президентским указом Родионов был уволен с военной службы по достижении предельного возраста, таким образом, стал первым «гражданским» министром обороны. 22 мая 1997 г. на заседании Совета обороны, после бурной перепалки с президентом Ельциным, был отправлен в отставку.
После отставки в августе 1997 г. Родионов вошел в организационный комитет «Движения поддержки армии, оборонной промышленности и военной науки» (ДПА), созданный по инициативе Льва Рохлина. С декабря 1998 г. Родионов возглавлял ЦК профсоюза военнослужащих России.
19 декабря 1999 г. Родионов был избран депутатом Государственной думы третьего созыва по списку КПРФ. Он входил в организационный комитет Народно-патриотической партии России (НППР), созданной 23 февраля 2002 г., и до 2007 г. был ее председателем. 7 декабря 2003 г. Родионов был избран депутатом Государственной думы четвертого созыва по списку избирательного блока «Родина». В Государственной думе четвертого созыва он первоначально входил в состав фракции «Родина», затем в состав фракции «Справедливая Россия – Родина». Родионов – автор ряда статей, посвященных проблемам военной безопасности, строительству Вооруженных сил и военной реформе.
Родионов, несмотря на свою «профессорскую» внешность, был человеком очень твердым, не боявшимся возражать самому высокому начальству. Одновременно был вполне «договорным».
Во времена, когда высшее руководство страны было не разлей вода со «штатами», не боялся называть главным врагом не «мировой терроризм», а именно Америку. При этом очень любил американский джаз…
Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й ст., 8-ю медалями.
Скончался 19 декабря 2014 г. Похоронен на Федеральном военном мемориальном кладбище. В Пензе про это никто не написал. Забыли и год спустя.
Это ненормально, наверное, когда про одного министра вспомнили через сто лет после смерти, про другого уже через год после смерти забыли.
В субботу 19 декабря активисты молодежной организации «Поколение нового времени» возложили цветы к памятнику «афганцам» – командующему 40-й армией генералу Родионову.
Фото автора 19 декабря 2015 г.