Очень интересный вопрос - всесторонняя оценка последствий ядерных аварий. Эти последствия удивительно разнообразны - вначале мы видим только то, что в нашей зрительной зоне (и ужасаемся), а вот полную картину начинаем осознавать много позднее.
Одна из крупнейших ядерных аварий, случившаяся почти 10 лет назад, привела не только к радиоактивному загрязнению и тяжелым социальным последствиям для тех, чьи дома оказались в зоне, не только к огромному ущербу для экономики. Она привела и к росту выбросов парниковых газов, потому что остановку всех японских АЭС после аварии на Фукусиме компенсировали углем и газом. Сегодня в Японии и атомные станции не могут вернуть обратно, так как люди этому активно сопротивляются, и угольные вот сейчас решили выводить из эксплуатации. До Фукусимы это была совсем другая страна, в которой демократия понималась по-особенному (без какого-либо гражданского контроля). Японская версия демократии и послужила толчком для Фукусимы - общество полностью доверяло избранным политикам и лидерам индустрии и не считало приемлемым их контролировать (неуважение, старшие, традиции и скрепы, вот это вот все). В результате оказалось, что проверки безопасности на АЭС много лет фальсифицировали, а затем случились одна за другой несколько аварий и закончилось все взрывами на АЭС «Фукусима-дайичи» в марте 2011-го. Напомню, что до того Японию по каждому поводу приводили в пример как страну с большой и абсолютно безопасной атомной энергетикой, бывало называли "японское чудо".
Страна прошла через очень тяжелый опыт, который изменил поведение общества коренным образом, - теперь в Японии контролировать власть имущих и требовать действий от лидеров промышленности нормально. О важности этого изменения никто не говорит, но она крайне велика. Ядерная авария круто изменила страну. И причина не только в том, что это проблемная технология, но и в том, что демократия без гражданского контроля ничего не стоит.
Вы спросите, да как можно, чем же они там собираются замещать уголь и мирный атом? Тут сюрпризов нет - возобновляемая энергетика. И если раньше промышленность это не приветствовала, то теперь уже сама заставляет власти повышать цели по ВИЭ. Сейчас обсуждается, сколько должна быть доля ВИЭ через 10 лет - одно предложение 40%, другое - 50%. На данный момент, напомню, официально принятая цель - 24% к 2030 году. Почитайте неплохой обзор по японским изменениям, хотя статью я бы назвал консервативной, можно было написать посмелее и покомплиментарнее к изменениям, ну да это ТАСС.
Теперь давайте, напротив, обратим свой взор туда, где одно государство все еще балуется с атомными технологиями, будучи уверенным, прямо как Япония 10 лет назад, в их великости и необходимости. Из наших налогов оплатили очередной супердорогой ядерный объект, нацеленный на экспорт в Европу. Типа мы их будем снабжать чистой энергией, оставляя ядерные отходы себе, а они нас за это будут любить и деньги платить. Санкции потом снимут и все такое - пусть попробуют не снять, кабель обрубим. Но и с этим вышел облом, да еще какой - вот тут можно почитать. Беларуси эту энергию теперь девать некуда, России она тоже не нужна, у нас и своей предостаточно.
Я сравниваю Россию и Японию с их политиками по одной простой причине - обе страны пережили крупнейшие ядерные аварии, приведшие к огромным изменениям (точнее, СССР тогда был, не Россия). Интересно посмотреть, какие уроки страны извлекают из похожего опыта. За мифом о технологической продвинутости Японии на самом деле очень долго скрывалась крайне ретроградная энергополитика. И она наконец уходит в прошлое, хотя о восстановлении после Фукусимы пока говорить рано и денег у них не сильно-то много сейчас, пандемия. Следовательно, дело не в том, что с жиру бесятся, а в том, что считают этот путь необходимым.
В России же продолжают царствовать энергоретрограды, они же пироманьяки, которым необходимо постоянно все жечь или хотя бы расщеплять. А если энергия из ветра или, там, от солнца - это неинтересно и не может быть, потому что не может такого быть. Россия не лучше и не хуже других, как по мне, в ней просто на всех уровнях работают глубоко неуверенные в себе люди, которые нередко видят и знают, как надо, но не делают, потому что не уверены и многого боятся. Добавьте сюда тех, кто делают, но только то, что дает возможность побольше украсть. Всему новому они сопротивляются, потому что это может непредсказуемо изменить финансовые потоки. Вот вам сегодняшняя Россия. Какие уж тут уроки ядерных аварий.