Есть расхожее мнение, что выборы в России закончились в 1996 году. Его придерживается, как выясняется, и Михаил Зыгарь.
Президентские выборы 1996 году были небезупречными (это еще мягко сказано) и скомпрометированными. Но все-таки не выборы 1996 года стали той последней развилкой (или точкой невозврата), предопределившей электоральный авторитаризм эпохи Путина.
Справедливо указывают на злоупотребление медийным ресурсом в интересах одного кандидата. Борис Ельцин в СМИ подавался преимущественно в позитивном свете, а Геннадий Зюганов - в негативном. Против Зюганова велась масштабная информационная кампания, апофеозом которой стала газета "Не дай Бог!".
Однако, как теперь выяснилось, такое может происходить не только в переходных странах, но и в развитых демократиях. Прошедшая в этом году президентская кампания в США также отметилась информационной травлей, но только уже инкумбента Дональда Трампа. На телеканале CNN проводились целые планерки на предмет должного освещения деятельности действующего президента. Их координацией занимался лично босс телеканала. При этом информация, компрометирующая его оппонента Джо Байдена, подвергалась блокировке руководством ведущих СМИ и соцсетей. По сути, медиа допустили не только цензуру, но и вмешательство в выборный процесс.
Никто после этого не заявляет, что выборы в США закончились, хотя им был нанесен серьезный урон, в том числе ввиду такого непрофессионального, неэтичного и даже неконституционного поведения медиа.
Справедливо указывают на массовое применение административного ресурса, но нужно понимать, что тогда он не был сосредоточен в одних руках и использовался в интересах и Ельцина, и Зюганова.
В регионах административные рычаги были сосредоточены в руках губернаторов, а в крупных городах - и в руках мэров. В регионах красного пояса админресурс работал в пользу Зюганова, а в регионах, лояльных Ельцину, — в пользу действующего президента.
В 1996 году все только начиналось, и впереди было еще много развилок, где выборам отводилась определяющая роль.