- Ах, до чего эта картина прекрасна и печальна!..
Карлсон


Если опустить суть расследования покушений на Навального (в сути приблизительно вся публика разбираться не желает, там дела такие, религиозные), то на поверхности окажется не сам Навальный, а два вопроса, один другого важнее.

Про Навального сейчас интересно одно: когда он вернется в Россию? У меня нет сомнений в том, что Алексей этого хочет, как и в том, что этого не хочет Россия официальная, однако ясности нет, проехали пока.

Послезавтра, 17 декабря, - пресс-конференция Путина. И вопрос о восьмерых из ларца и личной причастности президента, разумеется, будет задан. Скорее всего, не единожды. Это будет большой проверкой для аккредитованных журналистов - суметь выжать хоть что-то из 80-килограммового куска ваты. Президент, в последнее время то и дело теряющий дар вменяемой речи, тоже попадет под софиты.

Но и это ерунда. Запад, я полагаю, сейчас будет уповать совсем на другое. То, что Россия травит или иным образом уничтожает своих граждан вне зависимости от места их пребывания, - не новость и не российское ноу-хау.

Главное, конечно, это производство и использование химоружия. До сих пор такие трюки нашим кое-как сходили с рук, но тут паззл складывается скверно для Кремля (и для России в целом, потому что Кремль, как уснувший за столом алкоголик, потянет на пол всю скатерть). У нас химоружие, а в Америке Байден, настроенный действовать, а не строчить безумные твиты. Достаточно убедить мир в нарушении КЗХО - и руки развязаны, можно все - санкции, отключения северных потоков и свифтов, вплоть до боевых действий.

Не вижу смысла разбираться в расследовании Bellingcat. По репутационной истории оно чуть более правдиво, чем вся правда вместе взятых российских официальных СМИ, выдавленная сквозь пресс пропаганды. Этого достаточно. Государство, зарекомендовавшее себя отпетым вруном, а свои рупоры - помойными рогами изобилия, не может рассчитывать на доверие, не может оправдаться, даже если в данном случае право по всем пунктам.

В общем, случился цугцванг - очередной за последние почти семь лет. Мое ироничное предположение о том, что в 2014-м Путин помер и его заменили двойником, находит все новые подтверждения.

- А что Навальный? - спрашиваю сам себя. Он возьми да стань самым популярным в мире российским политиком. Российские политики вообще умеют делать пиар, усиливать свои позиции на самых жутких трагедиях, и это не упрек, а наоборот - плюс в карму и зачет в зачетку. Мы же не идеалисты и грезить меритократией не будем, особенно в современной средневековой России.

Путин на фоне Навального сделался безмерно одиноким и жалким, как любой диктатор, внезапно отодвинутый на второй план.

Пока это выглядит как пена: осядет она, унесет пену ветром, и, какой под пеной напиток, непонятно. Есть все шансы напиться до одури. Но перемены, в той или иной степени катастрофические, кажутся неизбежными. Слишком далеко заплыли: назад нельзя - уже и буйков не видно, впереди шторм, внизу Марианская впадина. Одна радость - тонуть можно долго, несмотря на балласт, которого Россия нацепляла куда больше, чем весит сама.

Таким образом, в цугцванге не только Путин, но и вся страна, осколки которой ни конница, ни рать собирать не захочет. Но главная беда перемен 2.0.2.0 - в том, что их не ждут и не хотят. Во времена перестройки ждали, это витало в воздухе, а сейчас если и витает, то в очень небольшом количестве разительно непохожих голов - от толпы безумных фанатиков сквозь строй расчетливых циников до единиц честных и умных людей.

Последним чудится, что если вокруг, среди друзей, тоже в основном честные и умные, то вся страна на том и стоит и свет не за горами. Как бы не так. Не заслужили вы света, и покоя вам точно не видать.

Оригинал