Помните, мы писали, что ЕСПЧ впервые зарегистрировал жалобу на домашнее насилие без исчерпания? Без исчерпания – это значит, что заявительница не обращалась в российские суды, а собрала отказы из полиции и справки о синяках. Для суда нехарактерно идти впереди национальных органов, т. к. субсидиарный характер международного права диктует, что прежде должны быть «исчерпаны все эффективные средства правовой защиты внутри страны». И раньше такие дела не проходили.
Так вот, суд сообщил, что он эту жалобу коммуницировал.
Суд не задал сторонам вопросы, были ли у заявительницы какие-либо эффективные способы защитить свое право на свободу от жестокого обращения в России. Вместо этого он поинтересовался, принята ли в России эффективная правовая база, предусматривающая ответственность за все формы домашнего насилия и гарантии для пострадавших, а также (уже по крайней мере в третьем деле спрашивают!) – внедрили ли власти стратегию оценки и управления рисками.
Это может означать только, что суду НАСТОЛЬКО очевидно, что российские власти не собираются защищать российских женщин от домашнего насилия, что суд не считает нужным гонять их по всем бесполезным кругам ада российской системы.
Жалобы в ЕСПЧ на домашнее насилие теперь будут попадать и рассматриваться быстрее, а Страсбург окажется ближе, чем мировой судья.
Жалоба была подана в июне, зарегистрирована в сентябре и коммуницирована в декабре.
Поздравляю Олю Киселёву, которая работала над делом, и, конечно, заявительницу!