Все вроде есть! Елка в центре стоит - да какая! - самая высокая, самая крутая, как поросячий хвостик. Шикарно все - ярмарка вокруг, качели, горки для детей, две матрешки, каток скоро будет - ну все теперь есть. Нет только ощущения Нового года.

Почему? Потому, что это не елка, а бутафория? И остальное все привозное, чужое, дорогое, но не наше?

 
 
 

Убрали с площади от фальшивой елки Деда Мороза и Снегурочку. Вроде бы главные символы Нового года, вокруг всегда сам праздник разворачивался, но убрали. И елку стилизованную поставили, и ярмарку на западный манер. Но все чужое, чуждое! Может, потому и нет праздника в душе?

Нам скажут: да ладно ворчать! Какая разница? Огоньки, коньки, шашлыки - чего еще надо? Давайте, мол, жить новыми идеями, отринув старые догмы. Зачем нам архаичный Дед Мороз? А его внучка Снегурочка? Где ее родители, почему сиротка с дедом зимой по гулькам ходит, под елкой стоит как попрошайка? Давайте уходить от стереотипов.

Вы видали показ мужской моды в уходящем году? Там ушли от стереотипов так, что мода мужская вроде, а мужики в юбках, бюстгальтерах и колготках. Ушли окончательно от понятия «мужик».

За женщин тоже надо говорить с оглядкой. Одна там вышла замуж за коня. Это уже официально у них разрешено. Венчались в церкви, священник благословлял. Какие тут уже стереотипы?

Конечно, нельзя вроде в один ряд ставить извращения, что сегодня на Западе давно норма, и фальшивую елку, что стоит у нас на Соборной площади. Хотя по сути это тоже извращение, но аккуратное, своеобразное. Что такое извращение? Это отрицание устоявшихся норм, правил, обычаев, традиций и всего уклада жизни. Вот, например, Дед Мороз и Снегурочка. Всегда были под елкой, это норма у нас, у русских, давняя традиция, связывающая нас с предками, с нашей историей. А сегодня нет главных символов Нового года под новогодней елью, которая тоже не ель.

Уместно будет вспомнить, что несколько лет назад на фейковом сайте появилась статья "Белгородчина под гипнозом сайентологов". Скандальная публикация. Некоторые люди, там упомянутые, обиделись и подали в суд на якобы автора, на распространителя и владельца сайта.

Автором текста истец почему-то назначил ангельски непорочного Мишу Койнова, который к той публикации не имел ни малейшего отношения. Но по лицу было видно, что он гордится тем, что его заподозрили в серьезном деле. Суд потом затух, "дело" развалилось - владельцев сайта не нашли, а судить ни за что одного Мишу было бы, конечно, смешно, но аморально.

Но вот что интересно: в тот же год у нас убрали под елкой Деда Мороза и Снегурочку. Вместо них, вы помните, вдруг появился на Соборной площади Санта Клаус. Общественность устроила провокаторам скандал. Санта Клауса убрали. В тот же год в наших краях появился колдун Брацо, которого у нас носили на руках. Потом его арестовали и выслали из страны навсегда. Он оказался шпионом, агентом ЦРУ. Брацо выгнали из России пинками, но Деда Мороза под елку нам так и не вернули.

И что? Да ничего! Окна Овертона с того и начинаются - с мелочи, с признания возможным и допустимым небольшого на первый случай извращения. Постепенно происходит незаметная, но исподволь навязчивая замена фрейма, то есть целостности практик и смыслов, которые люди в типичных социальных ситуациях, в социальном контексте, придают своим действиям и действиям других. Дед Мороз и Снегурочка - это вовсе не клише, не устаревшая атрибутика, а опорные точки когнитивной, смысловой системы. Именно потому и возникает когнитивный диссонанс, когда человек не видит под елкой главных символов новогоднего праздника. Потому и нет праздничного ощущения.

С наступающим, однако...

Оригинал