Итак, 9 июля 2020 года губернатор Хабаровского края Сергей Фургал арестован по подозрению в организации заказных убийств. Он почти четыре месяца находится в СИЗО «Лефортово» города Москвы. Судебное разбирательство по делу откладывается на неопределенный срок. Почему? Если у следствия есть прямые улики, показания многих свидетелей, готовых выступить на суде на стороне обвинения, чего тянуть?
Выходит, с доказательной базой проблемы. Да и для создания общественного резонанса информации маловато. То есть публика как-то вяло реагирует на то, что поймали матерого убийцу.
И вот тут выстреливают два, по крайней мере, солидных издания: «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты». Прямо 9 июля. Совпадение? Или были, как это, «на стреме» и ждали команды? В «Комсомольской правде» интервью Александра Хинштейна их обозревателю Александру Гамову. Цитирую:
«Александр Хинштейн: „Фургал на учете в МВД с 90-х за связь с оргпреступностью. Но - по закону - имел право избираться“».
— и еще:
«Оперативные учеты, разумеется, носят гриф секретности. Любой желающий не может их посмотреть. Но, полагаю, подтвердить наличие или отсутствие таких сведений можно. Это не является гостайной».
Ну и подтвердили бы. Так ведь нет.
В издании «Аргументы и факты» первые для меня встречается «погоняло» Доктор.
«А вот неофициальная информация о хабаровском губернаторе, которая широко разошлась по форумам и пабликам края. Фургал очень хорошо известен оперативникам. В молодости был в молодежном крыле группировки вора в законе Евгения Васина (Джем). Джем в 1990-е был теневым хозяином Дальнего Востока. Это он ввел систему воспитания членов своих бригад с подросткового возраста, обучения их всем „правилам АУЕ“*, учил воровству».
Что же получается? Жил-был на Дальнем Востоке некто Джем. И был этот Джем самым главным уголовником Дальнего Востока. В это же время на Дальнем же Востоке жил подросток Серёжа Фургал. И нашел Джем Серёжу, и охмурил его романтикой уголовного мира, и стал Серёжа Фургал бандит.
А чего заморачиваться? Раз живут в одном регионе в одно время, значит знакомы. Не приходит автору в голову, что ДФО - не Подмосковье. Это там населенные пункты понатыканы так, что за день несколько штук обойти можно. Дальний Восток - это почти 7 млн км² с плотностью населения меньше двух человек на этот самый квадратный километр. От города до города там сотни, а то и тысячи верст. Вечная мерзлота, тайга, реки и, само собой, плохие дороги. Джем прям герой: поперся до села Поярково Амурской области из Комсомольска-на-Амуре, что в Хабаровском крае, по пути спрашивая у каждого встречного белогрудого медведя (людей-то нет), не Серёжа ли он Фургал? Или он по Амуру, вплавь, против течения? Ну все равно молодец.
Хотя здесь есть еще более грубая натяжка. В середине 90-х Сергей Фургал был взрослым женатым человеком. Окончил интернатуру и ординатуру, работал. Мог ли кто-либо из авторитетных граждан ДФО, занесенных нелегкой в Поярково, лечиться у Сергея Фургала? Даже если и так, дело врача - лечить, юридический статус пациента – по другому ведомству. С другой стороны, с неврозами братва к нему обращалась, что ли?
- Как увижу закат на Амуре, так руки дрожат и слезы заливают оптический прицел.
Бред.
Родился он в 1970 году и подростком был в начале 80-х. Да, преступность в СССР была. Куда ж без нее. Но все же в то время уголовный мир, даже на Дальнем Востоке, существовал в основном параллельно миру людей законопослушных. Да и некогда было подростку Сергею Фургалу бегать по всему Дальнему Востоку в поисках учителя жизни и пропагандиста АУЕ*. Кстати, аббревиатура эта появилась совсем недавно.
С середины 80-х по начало 90-х Сергей Фургал - студент Благовещенского государственного медицинского института. В одном из комментариев к какому-то видеоматериалу прочитала: «Мы помним Сергея Фургала как очень хорошего студента». Студентов много. Запоминаются яркие, хорошие или плохие. Поскольку оценка была высказана добровольно, нет причин сомневаться.
Тиражируется мнение, что Сергей Фургал бросил врачебную практику из корыстных соображений: бизнес прибыльнее. Те, кто помнит начало 90-х, а именно тогда началась медицинская карьера Фургала, понимают, что юный доктор столкнулся с тем, что в больнице не было ничего, в том числе и лекарств. От слова совсем. И денег не было. Зарплата крошечная, и ту задерживают. Итак, человек образован, у него есть работа, а прокормить собственную семью он не может. Сергей Фургал продержался еще долго. Кстати, нигде не нашла дурных отзывов о докторе Фургале, в смысле о враче.
Но роль уголовника от рождения уже пишется. Ее нужно развивать. Нужно ваять дальше образ Доктора Зло.
Появляются братья-разбойники – клан Фургалов.
Сначала – лирическое вступление:
«Поярково — крупное село в Амурской области, в 5–6 кмх от границы с Китаем. Село дружное, здесь очень трепетно относятся к заслугам односельчан. На здании поярковской школы №1 можно найти доску почета со знаменитыми жителями села. Есть там герои Великой Отечественной войны, герои боевых действий в Чечне. Тем удивительнее обнаружить, что нигде в селе нет упоминания о Сергее Фургале, пока еще действующем хабаровском губернаторе и бывшем депутате Госдумы».
С какой стати на мемориальной доске, посвященной участникам разных военных кампаний, должно быть имя Сергея Фургала? Он, как известно, вообще в армии не служил. Но это так, для придания герою большей отрицательности. Дальше - про то, как орудовали в Пояркове братья-разбойники.
«Только вот лом этот был необычный. Как удалось год назад установить журналистам FLB, в соседний Китай уходил не обычный металлолом, а тонны комбайнов, тракторов, сеялок и другой сельскохозяйственной техники, которую братья брали из бывших советских совхозов».
«Так, в 1999 году Фургалы заключили контракт о продаже 670 тонн лома в виде „сельскохозяйственной гусеничной техники“ на общую сумму 350 тыс. руб. Товар доставляли в китайский Сюнькэ, расположенный на противоположном берегу Амура. Отсюда, возможно, и идет нелюбовь многих жителей Поярково к семье Фургала. Технику для продажи брали (или крали?) из обнищавшего поярковского совхоза, пишет FLB».
Согласилась бы, что это ужас-ужас-ужас, но дело в том, что никакого Поярковского совхоза нет. Речной порт есть, завод по переработке сои есть, совхоза нет. И не было. Зато есть исследование г-на В. Я. Ямкового, доцента кафедры географии ФГ БОУ ВПО «БГПУ» «Развитие сельского хозяйства в Амурской области в 90-е годы».
Цитирую:
«Если в 1990 г. было приобретено 1778 тракторов и 744 зерноуборочных комбайна, то в 1997 г. 38 и 15 соответственно, а в 2000 г. 16 и 18 единиц техники, при этом были списаны 471 трактор и 122 комбайна. В 2009 г. приобретено 74 комбайна и 95 тракторов, списано соответственно 85 комбайнов и 177 тракторов».
В советское-то время списанная сельхозтехника находила упокоение в основном в полях под снегом и дождем. Тем более в 90-е. При этом государственной программы утилизации сельскохозяйственной техники как не было, так и нет. Так во что превращались эти списанные комбайны и тракторы?
Вес техники, списанной в Амурской области в конце 90-х, около 4778 тонн. Один комбайн примерно 16 тонн, один гусеничный трактор в среднем около 6 тонн. Так что после братьев Фургалов осталось 4108 тонн. А они где?
И кстати, в Пояркове прошел митинг "Хабаровск, мы с тобой", участники которого, конечно, понятия не имели, по какой причине собрались, и уж совсем были не в курсе, кто такой Сергей Фургал.
Из Пояркова Сергей Фургал отправляется во Владивосток, и только оттуда – в Хабаровск. В известном интервью «авторитетного предпринимателя» из Хабаровска «Новой газете» №100 от 14.09.2020 под заголовком «О заказных убийствах я знаю не понаслышке» опубликовано интервью участника хабаровских событий 2004–2005 года.
Для меня важно то, что в Хабаровске Фургал был чужим. Еще раз, это специфика ДФО. Огромные территории, до соседней области – сотни километров. В Хабаровском крае к нулевым все уже поделено. Идут разборки между своими (см. названную публикацию в «Новой»). Строить свой бизнес и создавать свою ОПГ в такой обстановке физически невозможно. Времени мало очень. В 2005 году Фургал уже депутат. Становится понятно, для чего понадобилась эта странная история про Джема и его малолетнего ученика. Если человек с детства в авторитетах ходит, какой уж тут цейтнот.
Роль Доктора Зло становится все убедительнее.
Но нет предела совершенству. Полируем. Для этого в первых строках опуса нужно как бы между делом намекнуть, что наш герой, возможно, связан с чем-то гнусным, а во второй и третьей строчках то же самое повторить безо всяких «возможно». Дальше в умах граждан само всплывет бессмертное «дыма без огня не бывает». И вот уже граждане свято верят, что Сергей Фургал и есть Доктор Зло. В качестве примера - расследование от LIFE.
Коллаж © LIFE. Фото © ТАСС / Новодережкин Антон
«По неофициальной информации, разошедшейся по форумам и пабликам края, в молодости Фургал якобы тоже был в молодежном крыле "Общака". Ведь его родная Амурская область контролировалась "Общаком" — от Джема за областью смотрел Юрий Зарубин по прозвищу Заруба».
Статья начинается с «якобы». Затем автор заявляет читателю, что провинциальный врач не мог сделать карьеру в бизнесе без поддержки ОПГ. Ну не мог и все! Печенкой, мол, чую. И в следующем абзаце пишет прямо, честно, бесстрашно:
«В криминальных сводках того времени Фургал не светился. Но если принять версию, что экс-губернатор является эмиссаром дальневосточного преступного мира во власти, то биография ставленника мафии и должна быть максимально безупречной, насколько это вообще возможно в этой ситуации. Даже если не принимать во внимание странный рывок провинциального врача в преуспевающие коммерсанты, хабаровский предприниматель в те годы просто не мог бы заниматься такими вещами без ведома „Общака“».
Так что, граждане, усвойте: ваша безупречная репутация - отягчающее обстоятельство. Прямо по Жванецкому: "Вы не кассир Сидоров, вы – убийца".
Теперь все это хорошо бы проиллюстрировать.
Объявив преступниками Карепова, Мистрюкова Фургала, нужно найти старые фотографии, на которых эти трое вместе. Нашлись и фотографии и разлетелись по всему интернету.
Судя по всему – это фотографии из дела. Действительно картинки жуткие. Вот эта, например. Неизвестно, когда, где и по какому поводу собрались все эти люди. Но, конечно, если присмотреться, страх и ужас. 10 молодых мужчин, похоже, в садовом товариществе (уж очень характерные домики-скворечники на заднем плане) сфотографированы у накрытого стола. Кровь стынет в жилах при одном взгляде на этот снимок. У них на столе НЕТ ВОДКИ! Кое-кто держит, правда, какие-то крошечные сосуды неизвестно с чем. Очень подозрительно. Четвертый справа, с вилкой, сам Фургал. С каким садизмом он воткнул эту самую вилку в кусок мяса! А рядом с ним кто? Николай Мистрюков. А крайний справа, здоровый такой? Андрей Карепов. Вся банда в сборе.
Образ создан, пьеса написана, пипл хавает.
Меня удивляют люди, которые создают эти истории. Они образованы, знают, кому принадлежит знаменитое высказывание о клевете, которая при многократном повторении становится правдой. Это их не останавливает - ведь ничего личного. Просто работа. За нее платят, а деньги так нужны. Правда, величина таких гонораров измеряется не только деньгами. Это – репутация человека, свобода человека, жизнь человека. Подумаешь! Мало ли их, этих баранов, по городам и весям. А бараны должны быть послушными. Баранов нужно пасти. И пасти должен непременно хозяин шашлычной, позвякивая шампуром властной вертикали.
Как мы докатились до этого? И "фер-то ке?" (Самый знаменитый наш вопрос - делать-то что?)
P. S. А в Думу внесли проект закона, по которому за клевету в интернете можно сажать. Как интересно!