Несмотря на пандемию нам удалось сохранить институт ОНК. Только за 10 мес. этого года члены ОНК посетили места принудительного содержания 1770 раз. Началось посещение членами ОНК психиатрических больниц, где выявлено значительное число нарушений.

Тем не менее не решен главный вопрос деятельности – повышения их профессионализма и независимости. Поэтому я предлагаю изменить порядок формирования ОНК, вовлечь в этот процесс уполномоченного по правам человека и Совет по правам человека, создав соответствующую рабочую группу.

Члены ОНК выявили массовую практику необоснованного заключения под стражу.

Так, предприниматель Абдулин, отец пятерых детей, был заключен под стражу за то, что много лет назад якобы дал взятку в размере 51 тыс. руб., и находится под стражей уже более года. Известный эколог Владимир Александрович Грачев, 78 лет, был взят под стражу якобы за получение взятки. 70-летний Вячеслав Дерев, бывший сенатор, был не просто арестован, а содержался под стражей полтора месяца после истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Для следствия взятие под стражу по-прежнему является способом давления на обвиняемых. Необходимо, как ужесточение критериев заключения под стражу, так и изменение правоприменительной практики. Одним из шагов в этом плане стали бы встречи членов совета с генпрокурором и председателем Верховного суда РФ. Мы об этом уже несколько раз говорили, однако такую встречу организовать так и не смогли.

Другой проблемой является высокий уровень тюремного населения. Он выше на 100 тыс. жителей, чем в 1930 году накануне создания ГУЛАГа, в четыре раза!

Одним из способов снижения тюремного населения стало бы создание Службы пробации в структуре ФСИН. Почему именно ФСИН - потому что это единственное федеральное ведомство, заинтересованное в создании такой службы.

Предлагается создать рабочую группу под эгидой Минюста по подготовке пакета законопроектов о создании института пробации.

Надо всячески поддержать расширение применения таких институтов, как амнистия и помилование, о чем совет уже говорил многократно. При этом в основу амнистия должна быть положена: необходимо освобождать в первую очередь, кто уже утратил общественную опасность.

 Необходимо изменение условий содержания, в том числе следует:

  • изменить порядок предоставления свиданий с обвиняемыми, сделав так, чтобы предоставление свиданий было обязанностью, а не правом следователя;
  • увеличить количество посылок и передач для осужденных;
  • увеличить размер суммы, которая не может удерживаться из заработка осужденных, с 25 до 50%; в настоящее время удержание из зарплаты 75% сдерживает трудоустройство осужденных, что, в свою очередь, мешает достижению целей наказания.

В части реализации новой поправки к статье 69 Конституции РФ о гарантии национального и языкового разнообразия народов я прошу вас:

  1. Помочь ускорить принятие закона «Об этнологической экспертизе», который был разработан правительством во исполнение поручения президента от 16 октября 2016 года, и внесение соответствующей нормы в ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»;
  2. Дать поручение разработать отдельный ФЗ «О государственной поддержке традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов».
  3. Решить вопрос о безвозмездной передаче лесных участков для ведения традиционной хозяйственной деятельности КМН.
  4. Обеспечить реализацию особого статуса ликвидированных автономных округов Корякского автономного округа, Коми-Пермяцкого автономного округа, Долгано-Ненецкого автономного, предусмотрев увеличение полномочий самоуправления и финансовых возможностей.
  5. Ликвидировать дискриминацию представителей КМН, проживающих вне мест традиционного проживания, откуда они зачастую были выселены, так как их земли освобождались для государственных нужд.

В конце своего выступления я попросил С. В. Кириенко найти возможность принять меня в декабре 2020 года по нескольким конкретным делам, имеющим большое общественное значение.

Очень надеюсь, что я уложился в пятиминутный регламент, за соблюдением которого в этот раз следили очень жестко.

Оригинал