Наблюдал за довыборами в гордуму Екб по третьему округу. Эти выборы оказались особенно примечательными, потому что на них заявились сразу два ярких персонажа екбшной движухи последних лет: Влад Постникова от "Яблока" и "Открытой России" и Оксана Иванова от "Справедливой России", известная как православный активист, сторонник храма святой Екатерины и борец за увековечивание памяти православных жертв советского режима.
Еще одной отличительной чертой этих выборов стало рекордное досрочное голосование, которое, к слову, длилось 11 дней и составило в среднем в районе 5% от всех избирателей, что очень много, потому что общая явка едва ли будет выше 20%, а значит, минимум четверть уже проголосовали и, весьма вероятно, проголосовали в основном за едроса Швалева. На моем участке досрочно проголосовали ровно 100 человек (5,39% от общего числа), а за первые 3 часа с открытия участков к ним добавилось всего 18 избирателей.
Если дальше все будет также, то число досрочников окажется вообще больше половины. Но здесь, правда, есть одна уловка, заложенная отцами-основателями русской демократии и почему-то до сих пор не отмененная путинским режимом: если на конкретном участке число досрочных голосов больше 1% от числа избирателей этого участка, то на задней стороне каждого такого бюллетеня ставится печать и потом проводится отдельный подсчет результатов досрочного голосования. Это позволяет сформировать понимание, как сильно досрочка повлияла на общие итоги и впоследствии использовать как аргумент в суде. Впрочем, на практике, кажется, еще не было случаев, чтобы итоги выборов в России отменялись из-за аномалий с досрочным голосованием.
Но никогда не поздно стать первыми.