Планирование предполагает принятие решений с серьезными финансовыми последствиями.
Допустим, компания "Выборг" овладела 82 га вожделенных сельскохозяйственных угодий на окраине города, вероятно, чтобы развивать сельское хозяйство, кроликов разводить например.
Стоимость земли в этом районе медленно, но растет, и очевидно, что вскоре ее будут использовать более интенсивно. Если инженерные коммуникации, водоотведение, канализация и т. д. и т. п. будут протянуты вдоль дороги, ведущей к этому земельному участку, его можно будет застроить с плотностью Х единиц жилья на га; таким образом, стоимость одного га будет составлять, скажем, 100 у.е.
С другой стороны, если этот участок не будет иметь доступа к коммунальным услугам, его использование будет ограничено постройкой домов на одну семью на 10 сотках и стоимость земли будет составлять в разы меньше за га. Значит, мистер Скрудж выигрывает или проигрывает несколько миллионов долларов в зависимости от того, включает ли муниципальный комплексный план прокладку водопровода и канализации к его участку.
Можно легко себе представить аналогичные случаи, где потенциальная стоимость земли зависит от зонирования, расширения улиц, застройки территории, строительства государственных учреждений, мер по МЧС и т. д. Даже те, у кого нет другой недвижимости, кроме родного дома, могут понять, что они имеют заинтересованность в планировочных решениях. Для многих граждан единственный значимый источник собственного капитала – не банковский счет и не акции, а потенциальный доход от продажи дома. Поэтому планировочные решения, влияющие на стоимость недвижимости, имеют важное значение для домовладельцев.
Генеральный план Воронежа - это продажа коллективного представления будущего горожанам и крупным игрокам, прежде всего застройщикам, которые имеют "четкое" представление о собственных активах и о краткосрочных перспективах.
Самый главный, на мой взгляд, вопрос, какое ТЗ было сформулировано перед НИИ генплана Москвы? - получить определенное видение, сценарии развития, в рамках градостроительных решений?
НИИ генплана продало свое vision мэрии. Застройщики не согласовали свое представление о будущем с представлением заказчика.
Исходя из виденного, мне сложно представить инфраструктурные проекты, обеспечивающие устойчивое развитие экономики города.