Один из депутатов Госдумы вчера внес два законопроекта, предлагающие поправки в закон о митингах. Спойлер: там не про либерализацию закона. КМБУ.

Журналистов теперь обяжут иметь отличительный знак журналиста, который должен быть по установленной форме. Вангую, что этот знак будет размером метр на полтора и с обязательным дублированием спереди и сзади. Там еще много различных обязанностей и запретов широкого толкования. Журналисты, освещающие протест с места событий, не дадут соврать — пресс-карта или редзадание уже не защищают от задержаний на протестных акциях.

Единственное, что тревожит, так это обязанность журналиста исполнять обязанности участника, в том числе требования полицейских покинуть акцию. Напомню, что в ЕСПЧ уже есть коммуницированный кейс о правах журналистов на акциях протеста, поэтому последнее слово за журналистами.

Право властей на отзыв согласования акции, аннуляция согласования при изменении тематики акции, возможность привлечения за изменение формы публичного мероприятия или привлечение за пикетные очереди. Все это уже давно есть на практике.

Второй законопроект про финансирование митингов удивляет только тем, что вместе с ним не вносятся поправки в налоговый кодекс. Мы уже фиксировали случаи интереса налоговиков к донатам в пользу организаторов протестных акций. На данный момент донаты не облагаются налогом.

В очередной раз закон догоняет репрессивную практику. 

Согласовать протестное мероприятие в центре городов по-прежнему невозможно. ЕСПЧ уже признал, что в России системная проблема с реализацией права на свободу собраний и отсутствие эффективных средств защиты от незаконных отказов в согласовании.

Даже если законопроекты обретут силу закона, ситуация не изменится. 

Законотворцам стоит напомнить, что ограничение права на мирный протест должно быть не только «на основании закона», но и «необходимо в демократическом обществе», а с этим у властей большие проблемы.

Оригинал