В рассказах о ярославской медицине всякий раз возникает ощущение, что дно достигнуто – и дальше ситуация может развиваться только к лучшему. Однако каждый день вызывает ощущение, что снизу вот-вот постучат. История Ивана Л. еще не закончилась. Но тот оборот, который случился в ней на прошлой неделе, придает ей какой-то запредельный оттенок.
Как известно, Иван с 2017 года лечился от онкологического заболевания. И после первого курса лечения экспериментальным препаратом почти победил его – анализы показали полную морфологическую и молекулярную ремиссию. Но доктора предупредили – при болезнях крови необходима пересадка костного мозга. Без нее болезнь может вернуться. С этими словами Иван был отправлен домой – дожидаться вызова на операцию. Через полгода ожидания выяснилось, что в крови пациента вновь обнаружены раковые клетки. Позже выяснилось, что ярославские медики все это время ждали… квоту на проведение операции. И это притом, что донор костного мозга уже был найден – родная сестра Ивана.
Естественно, что операция в этом состоянии была уже невозможна, а новый курс медицинских препаратов стоил столько, что приобрести его семья Ивана смогла только с помощью благотворительного фонда. В ноябре прошлого года случился третий рецидив болезни, после которого стало понятно, что надежды на отечественную медицину максимально быстро приведут Ивана туда, откуда не возвращаются. Запросы к различным иностранным клиникам привели к тому, что израильские врачи взялись помочь в этой беде. Но не задаром – право на бесплатную медицинскую помощь в этой стране имеют только ее граждане, даже когда дело касается онкологии. В России Иван мог бы рассчитывать на это, только если бы ему не исполнилось 18 лет. У взрослых, увы, выбор один – собирать с миру по нитке в надежде, что нужная сумма окажется в распоряжении родственников больного раньше, чем его убьет болезнь.
В случае с Иваном получилось так, что всей суммы ему собрать не удалось. В клинику «Шиба» он отправился для того, чтобы пройти скарт-терапию – предварительный этап лечения, предшествующий пересадке костного мозга. И тут случилось чудо. Как водится, российские чудеса редко начинаются фейерверком. То есть деньги для Ивана нашлись. Но предназначались они другому онкобольному – Антону. Тот факт, что Антону Кульшу его семья была вынуждена собирать деньги на лечение, говорит нам, что и с детской онкологией дела в России обстоят не лучше, чем со взрослой. Увы, Антон не смог побороть болезнь – и ушел до того момента, когда ему пригодились собранные средства.
Их-то мама Антона и перечислила в клинику «Шиба» для помощи Ивану. Эти 70 тыс. долларов позволили Ивану надеяться на успешное завершение борьбы со своим непобедимым – в условиях ярославской медицины – недугом. Впрочем, в этом «хеппи-энде» слез и вопросов гораздо больше, чем радости и надежд.
К примеру: почему граждане небольшой и постоянно воюющей страны, не имеющей на своей территории ни серьезной промышленности, ни богатых сырьевых ресурсов, получают бесплатную помощь при онкологических заболеваниях, а россияне вынуждены рассчитывать только на благотворителей? Второй, не менее важный вопрос: что будут делать российские онкобольные, когда благосостояние их земляков упадет до такой отметки, на которой выделить даже рубль из семейного бюджета могут только самые богатые из них. Прогноз вполне вероятный: реальные доходы россиян сокращаются шесть лет подряд (Росстат), пенсии как «замороженные» – а медицина при этом все более коммерциализируется, становясь недоступной даже там, где пациенту требуется срочная помощь – и дело идет о жизни и смерти? В этом смысле весьма существенный вопрос именно для Ярославской области: а кто будет лечиться в новом корпусе онкологической больницы? И какой в этом смысл, если технологий лечения онкологии – таких, как в Израиле – в России нет? И не факт, что они появятся, когда эта многострадальная стройка наконец закончится.
Вот и остается у наших онкобольных две надежды: на зарубежную медицину да на сердобольных сограждан. В этом смысле, возможно, правительству Ярославской области имело смысл пустить «строительные» деньги на оплату лечения самых неотложных случаев онкологических заболеваний непосредственно на берегах Средиземного моря. Оно, конечно, затратно, но хотя бы есть какая-то надежда на выздоровление.
Помогаем друг другу мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.
Спасибо вам!